Актуализационная терапия
Психотерапия – единственный известный мне последовательный подход, который способствует превращению манипулятора в актуализатора, а также помогает актуализаторам утвердиться на этом пути. Под "актуализационной терапией" я понимаю как обычные формы индивидуальной терапии, так и различные виды групповой терапии с использованием групповой динамики, которые меняют манипулятивные тенденции на актуализационные. Актуализационная терапия – это не новое направление в психотерапии, а сосредоточение на выявлении манипуляции и поощрении актуализации, возможное в рамках любой терапевтической "школы".
Мы обнаружили, что групповые приемы хорошо работают на тренингах актуализации для родителей, которые проводятся в нашем институте. Это полутерапевтические занятия; встречи происходят раз в неделю, используется групповая дискуссия, проигрывание ролей, тестирование, демонстрации, лекции, анализ записей и анализ случаев. В этих группах родители приобретают знания и навыки, призванные помочь им предотвратить развитие эмоциональных проблем у детей. Кроме того, они стремятся повысить эффективность своих родительских функций в целом.
Второй пример актуализационной терапии – тренинг сензитивности, то есть повышения межличностной восприимчивости для специалистов, которые работают с людьми. В малых группах мы имеем возможность достигнуть высокого уровня индивидуального участия и вовлеченности. Для качестве примера процитирую отрывок из брошюры по тренингу сензитивности, изданной Калифорнийским университетом:
"Участие в малых группы по тренингу сензитивности позволяет вам полнее прочувствовать себя во взаимоотношениях с людьми – глубже и ярче раскрыть им свои мысли и чувства, а также стать свидетелями переживаний других, узнать, как люди относятся друг к другу и как вы относитесь к ним. Когда вы сможете воспринимать себя более реалистично – ясно сознавая свои ценности и цели, манеры и привычки, сильные и слабые стороны, возможности и ограничения – у вас появится более четкое представление о себе как инструменте межличностных отношений. Тем самым эффективность вашего функционирования во взаимодействиях с людьми повысится, освободившись в значительной степени от груза нереалистичных представлений об определяющих чертах вашей личности, ваших ценностях, социальной адекватности и т.п.
Тренинг сензитивности рассчитан на то, чтобы повысить социальную чувствительность (способность чувствовать то, что чувствуют и о чем думают другие) и поведенческую гибкость (способность вести себя адекватно в различных межличностных ситуациях).
Небольшой размер группы на тренингах сензитивности обеспечивает высокий уровень индивидуального участия и вовлеченности. В качестве участника тренинга вы можете больше узнать о себе и своем влиянии на других; осознать свои чувства и то, как они влияют на ваше поведение в присутствии людей; стать более восприимчивым к тому, как люди общаются между собой; научиться "активному слушанию" того, о чем говорят, и того, что испытывают; понять, как люди влияют на группы и как группы влияют на людей; научиться помогать группам более эффективно функционировать".
Еще одна многообещающая методика называется "терапевтический марафон", когда группа около двенадцати человек собирается для непрерывной двадцати-тридцатичасовой дискуссии. Уединение, кроме посещения туалета, не допускается. Прием пищи также производится в комнате, где проходит терапия. Ситуация, когда люди, мужчины и женщины, в течение целых суток находятся вместе, понуждает их быть самими собой. Участники договариваются быть абсолютно честными в своих проявлениях, и выражать все чувства, какими бы нелепыми они им не казались. Со временем они начинают лучше понимать свои чувства. В результате у людей появляется возможность действительно и полно выразить себя перед лицом других, что становится ключевым шагом на пути личного роста. Я настоятельно рекомендую получить этот незабываемый опыт всем, кто действительно хочет познать себя.
Замечу, что для разных людей показана разная терапия. В какой мере она необходима человеку, зависит от его потребностей, подобно тому как кто-то отдает свою машину в мойку, а кто-то – в капитальный ремонт. Карл Роджерс выделяет восемь уровней терапии: от нулевой, предназначенной для самого злостного манипулятора, до седьмой, рассчитанной на самоактуализирующуюся личность. Скажем, один человек, начав со второго уровня, может захотеть перейти сразу на четвертый, а другой – с третьего на шестой. Индивидуальная терапия заканчивается, когда функционирование человека становится достаточно эффективным для удовлетворения его потребностей. Что касается групповой терапии, то необходимость ее может считаться исчерпанной лишь после того, как терапевт и группа убеждаются, что отныне человек способен самостоятельно справляться с жизненными трудностями.
Следует отметить также, что далеко не всем нужна терапия. Иногда человеку требуется просто мягкое отношение, проникнутое любовью и заботой. Кроме того, в жизни достаточно терапевтичных переживаний, которые тоже могут помочь: дружба, уроки хорошего учителя, жизненный кризис, – например, смерть близкого – все это может вызвать в человеке значительные изменения.
Итак, в области индивидуальной психотерапии существует много разных направлений, и ни об одном из них нельзя сказать, что оно наилучшее. В этой главе я опишу некоторые составляющие терапевтического процесса, в той или иной мере используемые всеми терапевтами. Каждая из них показывает, как профессиональная терапия развивает науку творческого преобразования человека. Этот материал будет полезен читателю и в качестве справочника тем по сторонам личности, которые требуют изучения и изменения, чтобы стало возможным развитие от манипуляции к актуализации. Описывать эти приемы я буду языком понятий и теорий их авторов, известных психологов. И, наконец, в связи с каждым из них я покажу, как его можно использовать применительно к теме манипуляции и актуализации, а также приведу несколько примеров.
Далее описываются десять важнейших составляющих психотерапевтического процесса и их значение для развития актуализации.
Забота. Здесь имеется в виду сердечное внимание и забота о клиенте, выражаемые в искренней теплоте или агрессивном, критичном внимании. Забота – основное средство борьбы с манипуляциями. В своем знаменитом определении Эрих Фромм подчеркивает важность любви как фактора развития и здоровья: "Любовь – это активная забота о жизни и развитии того, кого мы любим".
Напомним, что существует два основных типа манипуляторов: пассивные и активные. Пассивные манипуляторы беспомощны, нерешительны и прилипчивы; людям этого типа необходима агрессивная, критичная забота. Активные манипуляторы, напротив, вечно недовольны, дуются по любому поводу, много ждут и требуют от других. Они, возможно, еще больше нуждаются в агрессивной заботе, которая позволяет им понять свое поведение. Им также может потребоваться безусловная сердечность, чтобы показать, что их любят несмотря на все их манипуляции. И наконец, манипуляторы обоих типов нуждаются в любви аналитического типа, [???] благодаря которой можно показать им их манипуляции.
Вот некоторые утверждения, которые мог бы использовать в данном случае психотерапевт:
Я испытываю по отношению к вам теплые чувства. Я считаю, что вы наломали дров, но вы мне все равно симпатичны. Все, что с вами происходит, для меня очень важно.
Укрепление эго. Терапевт развивает мышление, чувства и перцептивные способности клиента, чтобы помочь ему более эффективно действовать в жизненных ситуациях.
Работы эго-аналитиков, прежде всего Эрнста Криса, Хейнца Гартмана и Дэвида Раппопорта, показали нам важность такого опыта, как непроизвольное сдерживание [???], развитие мышления, прогнозирования будущих событий и саморегуляции поведения. Они подчеркивали, что человек в большей мере хозяин своего поведения, нежели робот, как это утверждал Зигмунд Фрейд под впечатлением от обнаруженной им роли бессознательного и инстинктивных влечений.
Приведу несколько примеров, иллюстрирующих прием укрепления эго.
Клиент. Я люблю своего мужа. Терапевт. Вы не могли бы повторить это еще раз? Клиент. Я люблю своего мужа! Терапевт. О, на этот раз за словами можно услышать и смысл.
Терапевт. Сильно сказано. Все, что вы говорите сегодня, звучит очень убедительно.
Клиент. Я начинаю понимать, что моя жена использует меня. Терапевт. Сегодня вы действительно понимаете ее гораздо лучше.
Столкновение. Это активное взаимодействие между клиентом и терапевтом, каждый из которых выражает свои истинные чувства. Столкновение – синоним контакта, который, как уже говорилось в главе 5, заменяет контроль, главное оружие манипулятора.
В экзистенциализме, особенно в интерпретации Ролло Мэя, столкновение рассматривается как прием, благоприятствующий развитию индивида [50]. Таким образом, данный терапевтический прием состоит в том, что терапевт, в целях содействия росту клиента, выражает свои чувства с ним на равных.
Приведу примеры столкновений, взятых из бесед терапевта с клиентом.
Клиент. (Говорит без остановки). Терапевт. Замолчите и дайте мне сказать!
Клиент. (Говорит напряженным, обиженным тоном). Терапевт. Перестаньте ныть!
Клиент. Думаю, моя мать тогда была очень сентиментальной. Терапевт. А по-моему, ваша мать вела себя как последняя сука!
Клиент. Надеюсь, вы сегодня меня обижать не будете. Терапевт. Вы делаете сейчас со мной то же, что и со своими домашними, – пытаетесь обольстить.
Чувствование. Терапевт обеспечивает клиенту психологически безопасную обстановку, в которой тот может свободно переживать любые чувства, не опасаясь разрушить установившихся между ними отношений. Способность сознавать свои чувства играет очень важную роль в жизни, и манипулятор в этом смысле неполноценен. Поэтому терапевт учит клиента полнее испытывать свои чувства.
В этом плане особенно впечатляет работа Карла Роджерса. Он выстраивал психологически безопасные отношения с клиентами из позиции всеприятия и позволения им быть такими, какими они есть [51].
Приведу некоторые примеры того, как поощряется выражение чувств в терапевтических отношениях.
Терапевт. (Подает клиенту пачку носовых платков, показывая тем самым, что принимает намерение клиента расплакаться.)
Клиент. Проклятье! Сегодня все идет не так. Терапевт. Вы сегодня рассержены (показывая, что он принимает его чувства).
Клиент. Слушайте, она действительно довела меня. Терапевт. Вы расстроились, когда услышали от нее это.
Клиент. Но когда она пригласила меня на ужин, настроение у меня изменилось. Терапевт. Догадываюсь, какие теплые чувства к ней вы тогда испытали.
Клиент. (Сидит молча, глаза влажные, но ничего не говорит). Терапевт. Это так больно. Об этом трудно говорить.
Межличностный анализ. Терапевт анализирует, как клиент воспринимает их терапевтические отношения или манипулирует ими. Межличностный анализ – это методика анализа игр, в которые играют люди-манипуляторы.
То, что межличностные отношения представляют собой наиважнейшую сферу терапевтической работы, прекрасно показано в работе Гарри Стэка Салливана [52].
Новый подход к межличностному анализу можно найти в работах Берна и Перлза [53], согласно которым польза терапии состоит в том, что она помогает клиенту понять, как именно он искажает в своем восприятии личность терапевта, и как именно пытается им манипулировать. Например, пассивный клиент может разыгрывать "беспомощность" и отказываться думать самостоятельно, пытаясь заставить терапевта взять на себя роль его матери. Активный манипулятор, напротив, может занять роль "авторитета" и пытаться всячески подавлять и запутывать терапевта. Считается, что все игры, которые клиент демонстрирует во время терапии, он играет по жизни в отношениях с другими людьми.
Вот примеры того, как терапевт описывает манипулятору его поведение во время терапевтического сеанса:
Клиент. (Сидит и ничего не говорит). Терапевт. Вы сидите и ждете, чтобы я что-то сделал?
Клиент. (Говорит о телефонном звонке терапевту прошлой ночью). Терапевт. Вы обратились ко мне за помощью в три часа ночи, чтобы отомстить за то, что я поддержал вашего мужа. Вы хотели разбудить меня, только-то и всего.
Клиент. Вы просто сидите здесь и все, вы не стоите своих денег, потому что не говорите мне, что делать. Терапевт. Вы просто пытаетесь помыкать мной подобно тому, как делаете это дома со своими детьми.
Анализ смысловых моделей. Терапевт выявляет смысловые модели, блокирующие функционирование клиента, и помогает ему заменить их адаптивными, функциональными моделями.
По-видимому, большинство людей формируют свою философию жизни, так сказать, по методу "шведского стола", то есть не придерживаясь особой логики. Психотерапия помогает анализировать и проверять такие случайно "нахватанные" идеи, позволяя формировать цельную "картину мира", хорошо интегрированную систему смысловых координат.
Система Лири, положенная в основу рисунка 1 этой книги, служит примером анализа смысловых моделей путем представления противоположных личных качеств по параметрам любви-враждебности и силы-слабости [54..
Франкл в своей системе психотерапии, называемой "логотерапией", ищет модели, которые бы могли раскрыть клиенту смысл его слов или действий: "Стремление найти в своей жизни смысл есть фундаментальной силой, мотивирующей человека" [55].
Вот примеры того, как терапевт выделяет смысл сказанного клиентом или интегрирует, осмысляет то, что он говорит:
Клиент. (Долго говорит о том, как это был глупо с ее стороны все время делать чужую работу.) Терапевт. И что же в этом глупого? Клиент. Ну, я даже не знаю точно. Терапевт. Может быть, это скорее самоубийственно, чем глупо?
Клиент. Последний раз, когда она мне сделала очередное мерзкое замечание, это меня уже так сильно не задело. Терапевт. Вы начинаете снижать свою сверхчувствительность в отношении других.
Клиент. Мне кажется, что сегодня говорю я уже не так сбивчиво. Терапевт. Наверное, сегодня вы лучше понимаете, о чем говорите. Возможно, теперь вы не боитесь взглянуть этому в лицо?
Подкрепление. Терапевт подкрепляет поведение, которое способствует росту или социальной адаптивности, и наказывает негативное или саморазрушительное поведение. Такой подход на основе научения был предложен Уоллпом и Эллисом [56]. Они полагают, что корнем человеческих проблем служат страхи и мысли, и что эти невротические страхи и мысли подобны плохим привычкам, от которых надо избавляться и заменять их здоровыми реакциями.
Вот примеры использования подкрепления для помощи клиенту:
Клиент. (Говорит о многих людях.) Терапевт. (Когда клиент говорит о своей матери, он делает заметки, показывая тем самым, что эту информацию он считает наиболее важной.)
Клиент. (Говорит о приготовлении завтрака для мужа, к чему она не привыкла.) Терапевт. То есть вы обнаружили, что вашему мужу приятно, когда вы готовите для него завтрак? (Подкрепляет ценность умения нравиться мужу.)
Клиент. Я впервые за долгое время не сорвался. Терапевт. Не правда ли, вы получили удовлетворение от такого самообладания? (Указывает на вознаграждение, получаемое от самообладания.)
Клиент. (Говорит о незначительных вещах.) Терапевт. (Хранит молчание, давая негативное подкрепление; показывает клиенту, что эта информация не важна.)
Самораскрытие. Терапевт раскрывает клиенту собственные защитные стереотипы, побуждая его делать то же самое.
Сидней Джерард утверждал, что самораскрытие – это существенный фактор в процессе эффективного консультирования или психотерапии. "Я вряд ли ошибусь, – пишет он, – если скажу, что люди становятся клиентами только потому, что в жизни они раскрывались недостаточно" [57].
Вот примеры из практики:
Клиент. Вы когда-нибудь были так напуганы, как я? Терапевт. Однажды я перепугался до смерти.
Клиент. Вы никогда не чувствовали ничего подобного, потому что вы психолог. Терапевт. Терапевт – тоже человек, он не совершенен. Эти чувства мне знакомы.
Клиент. Мне кажется, я некрасив. Терапевт. Когда я был подростком, мне тоже казалось, что я ужасно некрасив.
Клиент. Держу пари, вы никогда не чувствовали себя одиноким. Терапевт. Я нередко чувствую себя одиноким.
Ценностная переориентация. Терапевт переоценивает неверно сформулированные клиентом ценностные ориентации (допущения на свой счет, о людях и т.д.), которые мешают клиенту принять испытанные временем действенные ценности.
Доктор Виктор Викторофф писал: "Как психиатр, я исследую допущения. Задача психиатрии – выявлять допущения и прослеживать их истоки в личной истории индивида. Допущения можно определить как идеи или принципы, которые представляются самоочевидными и аксиоматически верными. Они необходимы для ориентации во времени, пространстве и обстоятельствах. Они могут быть целесообразными или случайными, или приниматься под влиянием слепого отождествления с другими людьми, которых мы обожаем или ненавидим. Допущение может быть также признаком какого-то подведения итогов и сознаваться как трамплин в неведомое, принимаемый в чисто экспериментальных целях до тех пор, пока не появится что-то лучшее" [58].
Викторофф подчеркивает, что переориентация таких ценностных допущений составляет существенную часть психотерапевтического процесса. Шарлотта Бюлер также считает ценностную переориентацию главной чертой психотерапевтического процесса [59].
Вот примеры того, как терапевт может поощрять клиента, пересматривающего свои ценности:
Клиент. В прошлом я никогда не любил подставляться под чью-либо критику и давать людям знать, что я чувствую. Терапевт. Я думаю, очень важно, что теперь вы позволяете себя критиковать и что люди догадываются о ваших чувствах.
Клиент. Боже, я никогда не понимал, как это здорово жить здесь и сейчас, вместо того, чтобы постоянно планировать свое будущее. Терапевт. О, – вижу, что вы поняли, как важно жить настоящим.
Клиент. Я начинаю понимать, как важно сообщать о том, что мне нужно, и просить об этом. Терапевт. Мне нравится, что вы начинаете заботиться о себе.
Клиент. На самом деле не так уж и плохо говорить, что думаешь, даже когда рассержен. Терапевт. По-моему, это здорово, что вы можете быть утверждающе агрессивным.
Клиент. Теперь я вижу, как это замечательно – быть близким с людьми. Терапевт. Вы действительно начинаете излучать тепло, я чувствую это даже в наших отношениях.
Повторное проживание. Имеется в виду повторное проживание испытанного в прошлом значимого опыта и десенсибилизация его патологического влияния на нынешнее функционирование клиента. Первой в истории системой психотерапии, в которой подчеркивалась необходимость понимания прошлого для понимания настоящего, был психоанализ. По словам Фенихеля, "анализ должен показывать прошлое, чтобы быть эффективным в настоящем" [60]. Например:
Клиент. (Рассказывает о том, как злился на свою мать, когда был подростком.) Терапевт. То, что вы злились на свою мать в подростковом возрасте, не означает, что вы должны злиться на нее сейчас.
Клиент. Когда я был маленьким мальчиком, мы с отцом были очень близки. Терапевт. Вы когда-нибудь испытывали это здесь и сейчас со мной?
Клиент. (Рассказывает о негативном опыте общения с матерью и о том, как он в ней разочаровался.) Терапевт. Представьте, что вы можете поговорить со своей матерью прямо сейчас. Говорите с ней так, будто она сидит в том кресле.
- Эверетт Шостром
- Предисловие Фрица Перлза
- Введение
- Часть Первая человек перед выбором: манипуляция или актуализация Глава 1 проблема
- Глава 2 манипулятор
- Причины манипуляции
- Игры и манипулирование
- Сводка манипулятивных схем
- Глава 3 актуализатор
- Основные характеристики манипуляторов и актуализаторов
- Различия между манипулятивными и актуализирующими отношениями
- Интеграция
- Несовершенство самоактуализирующихся людей
- Часть Вторая цели актуализации Глава 4 контакт как альтернатива манипуляции
- Отношения глубинные и обусловленные
- Контакт и уход от контакта
- Эмоции как средство контакта
- Подавление эмоций как средство контроля
- Глава 5 честно выражать свои чувства
- Природа чувств
- Манипулирование чувствами других людей
- Обманные приемы манипуляторов
- Конгруэнтность и актуализация
- Манипулятивные формы общения
- Актуализационные формы общения
- Глава 6 доверять себе здесь и сейчас
- Настоящее, прошлое и будущее
- Ориентация на себя и ориентация на других
- Ориентация на настоящее и актуализация
- Заключение
- Глава 7 свобода и сознавание
- Свобода
- Смирение, или отказ от борьбы
- Всемогущество или человечность?
- Сознавание
- Глава 8 личный контроль
- Роль религии
- Часть III примеры манипуляции и актуализации Глава 9 дети и родители
- Типы детей-манипуляторов
- Родитель-манипулятор
- Дисциплинарные методы
- Теория дисциплины
- Актуализирующий родитель
- Подход, центрированный на актуализации
- Билль о правах актуализирующихся родителей
- Глава 10 подростки
- Как подростки манипулируют родителями
- Как родители манипулируют подростками
- Примеры
- Актуализирующие отношения между родителем и подростком
- Актуализирующийся подросток
- Глава 11 влюбленные
- Джим и Джейн
- Мэри и Мак
- Джим и Джейн
- Мэри и Мак
- Глава 12 учителя и ученики
- Манипулятивное и актуализационное преподавание
- Отношения между подростком и учителем
- Манипуляции учащихся
- Манипуляции учителей
- Актуализационное обучение
- Глава 13 мужья и жены
- Манипулятивная и актуализационная любовь
- Б-любовь и д-любовь
- Гнев и ненависть
- Значение конфликта
- Борьба между супругами
- Деструктивные стили борьбы
- Конструктивные стили борьбы
- Глава 14 прибыль или личность?
- Часть IV процесс актуализации Глава 15 актуализационная терапия
- Актуализационная терапия
- Групповая терапия как средство переквалификации манипулятора в актуализатора
- Актуализационное значение конфликта
- Процесс актуализационной терапии
- Глава 16 от манипуляции к актуализации
- Пример 1. Инженер, 43 года
- Пример 2. Домохозяйка, 25 лет
- Пример 3. Врач, 43 года
- Пример 4. Студентка, 26 лет
- Пример 5. Священник, 36 лет
- Пример 6. Я сам
- Заключение
- Десять ассертивных прав человека