logo
6 влияние, манипуляции / Шостром Э

Ориентация на настоящее и актуализация

Наше исследование показывает, что актуализация связана с компетентным отношением ко времени [16]. Причина, вероятно, состоит в том, что, полагаясь на себя и проявляя себя, актуализатору приходится жить преимущественно в настоящем, нежели в прошлом или будущем. Иными словами, он менее зависим от фантомов прошлого и будущего, они не застят ему свет, так что он может воспринимать себя и жизнь такими, каковы они есть здесь и сейчас. По словам Маслоу, он "живет полной жизнью", а не готовится к ней [17].

Человек, который живет будущим, мотивирует себя надеждой на ожидаемые события. Согласно Фредерику Перлзу, идеалы или цели служат ему средствами, с помощью которых он удовлетворяет потребность в привязанности, одобрении и восхищении. Он удовлетворяет свое тщеславие, описывая себя в терминах своих целей. Он живет воображаемыми целями, так как утратил сознавание своего биологического существования здесь-и-сейчас и не в состоянии принимать себя таким, каков он есть. Он изобретает смысл жизни, оправдывающий то, что он испытывает. Сосредоточившись на достижении грядущего совершенства, он превращает нынешнюю свою жизнь в ад на земле. Ибо такая идеалистическая установка приводит к результату прямо противоположному: ориентируясь не будущее и предавая забвению настоящее, он приостанавливается в развитии и взращивает в себе чувство собственной неполноценности.

Подобным же образом человек, живущий прошлым, полагается на обвинения, а не на создание твердой опоры в себе. Он не понимает, что наши проблемы существуют здесь и сейчас, вне зависимости от того, где, когда и кем были порождены. И что решение их также следует искать здесь и сейчас. Единственное время, где мы по-настоящему можем жить, – это настоящее. Мы способны помнить прошлое, мы можем предвидеть будущее, но живем мы только в настоящем. Даже когда мы вновь переживаем события прошлого, мы делаем это в настоящем. Поэтому если задача психотерапии – помочь нам в решении наших нынешних проблем, она должна работать в рамках того, что мы имеем, а именно, здесь и сейчас.

Выводы

Важно еще раз отметить, что воспоминание (прошлого) и предвосхищение (будущего) – это акты в настоящем. "Теперь я вспоминаю свои ошибки", – говорит клиент. Отметьте разницу между этими словами и простым погружением в воспоминания. Или он может сказать: "Я планирую сделать эту работу в среду", – и это нечто большее, нежели праздные мечты.

Манипулятор, жизнь которого уходит на воспоминания о прошлом или разговоры о будущем, ничего не выносит из этих мысленных путешествий во времени. Наоборот, он истощается и опустошается; его поведение не активно, а пассивно. Как говорил Перлз, ссылки на прошлое и обещания на будущее не повышают ценность нашей личности. "Я не виноват, жизнь так сложилась", – ноет манипулятор. – "Я пока еще не готов что-либо менять, но я себя еще покажу!"

Актуализатор, напротив, черпает ощущение собственной самоценности из адекватности того, что он делает на работе или во время отдыха. Подмену дела объяснениями или обещаниями – самооправдательными или самообвинительными – он считает недостойной ложью. Действуя, и оставаясь при этом собой, он укрепляет веру в себя и способствует своему самоутверждению.

"Я так бодро чувствовал себя, когда работал сегодня в саду".

"Здорово! Как хорошо просто бежать, подпрыгивая!"

"Неплохо бы пойти поспать, – потрудился я на славу".

"Чувствую себя, как рыба в воде. Я полностью выкладываюсь и делаю то, на что способен!"

Внимательно рассмотрев идею здорового человека как существа, которое живет главным образом настоящим, мы приходим к следующему заключению: такая полнота присутствия в настоящем не нуждается в каком-то внешнем подкреплении и обосновании. Сказать: "Я соответствую моменту", а не "соответствовал" или "буду соответствовать", значит утвердить себя и оправдать свое существование. Ощущение того, что "я есть", ощущение своего бытия самоцельно. Оно самоценно и самооправдано. Оно и служит наградой за актуализацию, воплощение себя в действительность данного момента.

Маслоу писал, что человек, воспринимающий время подобным образом, живет в состоянии "творческой невинности":

"Для детей характерно полное и безоговорочное принятие всего происходящего, поскольку у них, с одной стороны, очень мало воспоминаний и очень малая опора на прошлое, а с другой, они еще не умеют прогнозировать будущее. Вследствие этого ребенок – как бы существо без прошлого и будущего.

Если ни о чем не жалеешь и ничего не ожидаешь, если нет ни предвкушений, ни предчувствий, если, в определенном смысле, нет будущего, поскольку ребенок движется только между "здесь" и "сейчас", – не может быть ни ликования, ни разочарования. Вероятность того или иного события одинакова. Это "абсолютное ожидание" и созерцание, лишенное каких бы то ни было требований в пользу одного события, а не другого. Нет никаких прогнозов, нет предзнаменований, а это значит, что нет ни беспокойства, ни тревоги, ни опасений, ни дурных предчувствий.

Все это относится и к моей концепции творческой личности, – личности, что полностью присутствует здесь и сейчас, а не в прошлом или будущем. Иначе говоря, творческая личность невинна. Это зрелая личность, которая сохранила способность воспринимать, думать и реагировать, как ребенок. Она невинна "вторичной невинностью" умудренного опытом старца, который сумел вернуть себе способность быть ребенком" [18].

Поэт Калил Гибран выразил это так:

Вневременное в нас – Есть осознание вневременного в жизни. Постигнув же вчера как память, Что лишь сегодня существует, А завтра – как мечту сегодня, Позволь ему в себе объять их: И прошлое – воспоминаньем, И будущее – устремленьем страстным. [19]