Свобода
"Одним из наиболее распространенных предрассудков является мнение, что каждый человек имеет свои собственные, особые, определенные качества. Мы думаем, что одни люди – добрые; другие – злые; одни – эгоисты, другие – альтруисты; одни – мудрые, другие – глупые и т.д. Ничего подобного. Люди подобны рекам, и во всех этих реках течет одна и та же вода. Просто одни реки шире в одном месте, другие – в другом; одни реки извилисты и полны водопадов; другие – прямы и спокойны... Так и люди. Любой из нас несет в себе зерна каждого человеческого качества, и иногда проявляет одно, иногда – другое, так что нередко один и тот же человек настолько различен в разных ситуациях, что трудно в это поверить".
Ради удобства изложения мы разделили людей на две большие категории – манипуляторов и актуализаторов, однако в действительности, как указывает выше Толстой, человек несет в себе возможности каждого человеческого качества. Каждый человек, как мы видели, – манипулятор, но он также и актуализатор. Важно, что у него всегда есть выбор – он волен выбирать то или другое.
Под свободой мы понимаем не только свободу от контроля со стороны других, но скорее свободу для актуализации. Это свобода ответственно выбирать стиль нашего самопроявления. [20]. Как говорит Эрих Фромм, человек "волен творить, строить, удивляться, рисковать". Он определяет свободу как способность выбирать [21]. Только осознав свои манипуляции, мы обретаем свободу для того, чтобы прочувствовать их роль в нашей жизни и сменить на актуализационное поведение. Актуализатор волен быть хозяином своей жизни; он субъект, а не объект, не марионетка.
Актуализатор свободен в том смысле, что он может участвовать в игре жизни, сознавая, что играет в нее. Он играет некоторым "напускным образом", говорит Алан Уотс. Он сознает, что иногда манипулирует, а иногда становится объектом манипуляций. Но он сознает манипуляции. Он не пытается изменить манипулятора, чтобы самому не стать манипулятором в этот момент. Принимать на себя ответственность за изменение другого – значит поддаваться манипуляциям этого человека. Можно описать его или познакомить его с собственными манипуляциями, но не стоит брать на себя ответственность за его изменение. Актуализатор сознает, что каждый человек должен отвечать за себя сам.
Актуализатор понимает, что жизни не обязательно быть серьезной игрой, она скорее родственна танцу. В танце никто не выигрывает и не проигрывает; танец – это процесс, и процесс приятный.
Актуализатор танцует или скользит между всеми своими взаимодополняющими возможностями. Для него важно радоваться процессу жизни, а не просто двигаться к ее концу. Поскольку актуализирующиеся люди ценят дело само по себе, дело ради дела, они одинаково получают удовольствие как от пути, так и от прибытия на место. Один психолог считает, что такие люди способны превращать в игру или танец любую, даже самую рутинную, деятельность [22]. Актуализатор не относится к жизни с мрачной серьезностью. Манипулятор, напротив, смотрит на жизнь, как на крысиные бега, и воспринимает ее настолько серьезно, что нередко живет на грани нервного срыва.
- Эверетт Шостром
- Предисловие Фрица Перлза
- Введение
- Часть Первая человек перед выбором: манипуляция или актуализация Глава 1 проблема
- Глава 2 манипулятор
- Причины манипуляции
- Игры и манипулирование
- Сводка манипулятивных схем
- Глава 3 актуализатор
- Основные характеристики манипуляторов и актуализаторов
- Различия между манипулятивными и актуализирующими отношениями
- Интеграция
- Несовершенство самоактуализирующихся людей
- Часть Вторая цели актуализации Глава 4 контакт как альтернатива манипуляции
- Отношения глубинные и обусловленные
- Контакт и уход от контакта
- Эмоции как средство контакта
- Подавление эмоций как средство контроля
- Глава 5 честно выражать свои чувства
- Природа чувств
- Манипулирование чувствами других людей
- Обманные приемы манипуляторов
- Конгруэнтность и актуализация
- Манипулятивные формы общения
- Актуализационные формы общения
- Глава 6 доверять себе здесь и сейчас
- Настоящее, прошлое и будущее
- Ориентация на себя и ориентация на других
- Ориентация на настоящее и актуализация
- Заключение
- Глава 7 свобода и сознавание
- Свобода
- Смирение, или отказ от борьбы
- Всемогущество или человечность?
- Сознавание
- Глава 8 личный контроль
- Роль религии
- Часть III примеры манипуляции и актуализации Глава 9 дети и родители
- Типы детей-манипуляторов
- Родитель-манипулятор
- Дисциплинарные методы
- Теория дисциплины
- Актуализирующий родитель
- Подход, центрированный на актуализации
- Билль о правах актуализирующихся родителей
- Глава 10 подростки
- Как подростки манипулируют родителями
- Как родители манипулируют подростками
- Примеры
- Актуализирующие отношения между родителем и подростком
- Актуализирующийся подросток
- Глава 11 влюбленные
- Джим и Джейн
- Мэри и Мак
- Джим и Джейн
- Мэри и Мак
- Глава 12 учителя и ученики
- Манипулятивное и актуализационное преподавание
- Отношения между подростком и учителем
- Манипуляции учащихся
- Манипуляции учителей
- Актуализационное обучение
- Глава 13 мужья и жены
- Манипулятивная и актуализационная любовь
- Б-любовь и д-любовь
- Гнев и ненависть
- Значение конфликта
- Борьба между супругами
- Деструктивные стили борьбы
- Конструктивные стили борьбы
- Глава 14 прибыль или личность?
- Часть IV процесс актуализации Глава 15 актуализационная терапия
- Актуализационная терапия
- Групповая терапия как средство переквалификации манипулятора в актуализатора
- Актуализационное значение конфликта
- Процесс актуализационной терапии
- Глава 16 от манипуляции к актуализации
- Пример 1. Инженер, 43 года
- Пример 2. Домохозяйка, 25 лет
- Пример 3. Врач, 43 года
- Пример 4. Студентка, 26 лет
- Пример 5. Священник, 36 лет
- Пример 6. Я сам
- Заключение
- Десять ассертивных прав человека