Данные и знания
В рамках направления «Представление знаний» решаются задачи, связанные с формализацией и представлением знаний в памяти интеллектуальной системы (ИС). Для этого разрабатываются специальные модели представления знаний и языки для описания знаний, выделяются различные типы знаний. Изучаются источники, из которых ИС может черпать знания, и создаются процедуры и приемы, с помощью которых возможно приобретение знаний для ИС. Проблема представления знаний для ИС чрезвычайно актуальна, т.к. ИС - это система, функционирование которой опирается на знания о проблемной области, которые хранятся в ее памяти.
Информация, с которой имеют дело ЭВМ, разделяется на процедурнуюидекларативную. Процедурная информация овеществлена впрограммах, которые выполняются в процессе решения задач, декларативная информация - вданных, с которыми эти программы работают. Стандартной формой представления информации в ЭВМ являетсямашинное слово, состоящее из определенного для данного типа ЭВМ числа двоичных разрядов -битов.
Параллельно с развитием структуры ЭВМ происходило развитие информационных структур для представления данных. Появились способы описания данных в виде векторов и матриц, возникли списочные структуры, иерархические структуры. В настоящее время в языках программирования высокого уровня используются абстрактные типы данных, структура которых задается программистом. Появлениебаз данных(БД) знаменовало собой еще один шаг на пути организации работы с декларативной информацией. В базах данных могут одновременно храниться большие объемы информации, а специальные средства, образующиесистему управления базами данных(СУБД), позволяют эффективно манипулировать с данными, при необходимости извлекать их из базы данных и записывать их в нужном порядке в базу.
По мере развития исследований в области ИС возникла концепция знаний, которые объединили в себе многие черты процедурной и декларативной информации. Данные– это отдельные факты, характеризующие объекты и процессы предметной области.Знания– это закономерности предметной области, полученные в результате практической деятельности, т.е. основанные на опыте человека. Знания – это хорошо структурированные данные. Знания проходят этапы:
1 – знания в голове человека;
2 – знания на бумажном носителе информации, записанные на естественном языке;
3 – формальные модели представления знаний;
4 – база знаний на машинном носителе информации.
Продукционные правила имеют вид:
P1… Pm^Q1…Qn
Если предпосылки P1…Рт верны, то верны и заключенияQ1…Qn. Предпосылки часто называютсяусловиями. Иногда используется и другая терминология, согласно которой предпосылки называютсялевой частью правила, а действия —правой. Иногда подобные правила записывают в виде условного оператора:ifP1… Pm then Q1…Qn.
Продукционная модель представления знаний реализована в языке ЛП Пролог. Она включает факты и правила. Основными понятиями в языке Пролог являются факты, правила логического вывода и запросы, позволяющие описывать базы знаний, процедуры логического вывода и принятия решений. Особую роль в интерпретаторе Пролога играют конкретные запросы к базам знаний, на которые система логического программирования генерирует ответы «истина» и «ложь». Для обобщённых запросов с переменными в качестве аргументов созданная систем Пролог выводит конкретные данные в подтверждение истинности обобщённых сведений и правил вывода. В языке Прологе факты описываются в форме логических предикатов с конкретными значениями. Правила описываются логическими предикатами с определением правил логического вывода в виде списка предикатов над базами знаний и процедурами обработки информации.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Лабораторная работа № 1
- Данные и знания
- Синтаксис языка Пролог
- Семантика языка Пролог
- Алгоритм работы Пролог-машины.
- Пример построения базы правил на Пролог
- Задание на лабораторную работу
- Лабораторная работа № 2
- Использование списков в Пролог.
- Использование накапливающего параметра
- Управление перебором
- Задание на лабораторную работу
- Лабораторная работа № 3
- Представление задачи в терминах пространства состояний
- Слепые методы поиска
- Методы эвристического поиска
- Поиск оптимального пути
- 3.4 Задание на лабораторную работу
- Лабораторная работа № 4
- Основные понятия теории игр
- Представление игры в матричной форме
- Представление игры в виде игрового дерева
- Задание на лабораторную работу