logo
Комбинаторика (Под_курсы) 2

Предисловие

В настоящее время в связи с введением в школьный стандарт математического образования элементов комбинаторики и теории вероятностей, остро встают проблемы методической обеспеченности школьников и абитуриентов соответствующей литературой.

О необходимости изучения в школе элементов комбинаторики и теории вероятностей речь идет очень давно. Так ещё в 1899 году попечитель Московского учебного округа профессор П. А. Некрасов на совещании по вопросам о средней школе говорил об огромном значении в школьном образовании того, что сейчас принято называть стохастической линией в преподавании математики. Методические указания как раз и посвящены изложению тех понятий, фактов, задач и обстоятельств, с которых, собственно, берет свое начало эта самая стохастическая линия.

В школьном стандарте по математике перечисляются следующие вопросы комбинаторики и теории вероятностей.

«Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.

Элементарные и сложные события. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события. Понятие о независимости событий. Вероятность и статистическая частота наступления события».

Цель указаний: дать некоторый минимум, доступный слушателям подготовительных курсов и достаточный для формирования у них первоначальных комбинаторно-вероятностных представлений (в рамках школьного стандарта).

Главной целью изучения элементов комбинаторики является формирование специального типа мышления – комбинаторного, связанного с перебором и подсчетом числа конфигураций элементов, удовлетворяющих определенным условиям. Существенность развития комбинаторных возможностей интеллекта учащихся очевидна и с общих позиций теории развития личности, и с точки зрения различного рода практических приложений.

Знакомство с теорией вероятностей происходит в последних пяти параграфах. Собственно, никакой теории нет. Изложение ведется в рамках классического определения вероятности и, по существу, представляет собой практический полигон, на котором применяются полученные ранее комбинаторные навыки.