Тема 5 «Ряды динамики и их анализ» (16 часов, 0,44 зет)
Понятие ряда динамики. Правила и принципы построения рядов динамики. Основные элементы рядов динамики. Классификация рядов динамики.
Основные показатели анализа рядов динамики и методы их расчета. Цепные и базисные: абсолютный прирост, темпы роста, темпы прироста, абсолютное значение одного процента прироста. Расчет показателей динамики. Система средних показателей динамики. Интерполяция и экстраполяция.
Практика применения рядов динамики в управленческой деятельности .
Перечень вопросов, выносимых на лекционное занятие (2 часа):
Особенности статистического изучения динамики социально-экономических явлений и процессов.
Ряды динамики: понятие и структура.
Классификации рядов динамики.
Аналитические показатели рядов динамики: расчет и применение.
Краткий конспект лекции:
Процессы и явления общественной жизни, которые изучаются статистикой, находятся в постоянном движении и изменении. В процессе развития меняются размеры, состав, объем, структура конкретных общественных явлений. Эти изменения статистика выражает при помощи различных статистических показателей.
Статистические данные, характеризующие изменения явлений во времени, называются динамическими (хронологическими или временными) рядами. Такие ряды имеют огромное значение для выявления и изучения складывающихся закономерностей в явлениях общественной жизни.
Довольно часто имеющиеся динамические ряды несопоставимы в силу изменения круга объектов учета, территориальных границ, изменения масштаба единиц измерения и т.д. В этом случае для преобразования несопоставимых динамических рядов в сопоставимые используют различные приемы, основные из которых следующие: прямой пересчет данных, пересчеты при помощи ключей и смыкание рядов.
В зависимости от характера изучаемых величин различают три вида динамических рядов: моментные, интервальные и ряды средних.
Моментными рядами называются ряды статистических величин, характеризующие размеры изучаемого явления на определенные даты или моменты времени. Примером могут служить данные о среднесписочной численности работающих по состоянию на первое число каждого месяца.
Отличительной особенностью моментных рядов является то, что они не подлежат суммированию.
Интервальными рядами называются ряды статистических показателей, характеризующих размеры изучаемого явления за определенные промежутки (периоды, интервалы) времени. Интервальные ряды можно суммировать.
Ряды средних величин - это ряды, характеризующие изменения средних уровней изучаемого явления во времени. Как и моментные, ряды средних величин не подлежат суммированию.
Вычисление средней динамического ряда
Средняя, вычисленная из уровней динамического ряда, называется ронологической средней. Способы ее расчета зависят от вида динамического ряда.
a) для интервальных рядов средняя исчисляется по формуле средней арифметической, причем при равных интервалах применяется средняя арифметическая простая, а при неравных - средняя арифметическая взвешенная.
б) для моментных рядов средняя рассчитывается по формуле
,
т.е. средняя хронологическая моментного ряда равна сумме всех уровней ряда, поделенной на число членов ряда без одного, причем первый и последний члены ряда берутся в половинном размере.
Если интервалы между периодами неравные, то применяется средняя арифметическая взвешенная, а в качестве весов берутся отрезки времени между датами, к которым относятся парные средние смежных значений уровня.
Аналитические показатели рядов динамики
Динамические ряды анализируются при помощи ряда показателей, определяющих характер, направление, интенсивность количественных изменений во времени. К ним относятся: уровень ряда, средний уровень, абсолютный прирост, темп роста, коэффициент роста, темп прироста, коэффициент опережения, абсолютное значение одного процента прироста.
Уровнем ряда называется абсолютная величина каждого члена динамического ряда. Различают начальный (величина первого члена ряда), конечный (последнего), средний уровень ряда.
Средний уровень определяется в зависимости от вида динамического ряда.
Абсолютный прирост характеризует размер увеличения или уменьшения изучаемого явления за определенный период времени. Он определяется как разность между данным уровнем и предыдущим или начальным. Уровень, который сравнивается, называется текущим, а уровень с которым производится сравнение, называется базисным. Если каждый уровень ряда сравнивается с предыдущим, то получаются цепные показатели. Если же все уровни ряда сравниваются с одним и тем же, первоначальным уровнем, то полученные показатели называются базисными.
Абсолютный прирост определяется по формулам;
цепной: ; базисный:,
где - текущий уровень ряда; - уровень предшествующий;- начальный уровень ряда.
Темпом роста называется отношение данного уровня к предыдущему или начальному, выраженному в процентах. Темпы роста бывают цепными и базисными и вычисляются по формулам
цепной: ; базисный: ;
Если темпы роста выражены в виде простых отношений (база-1), то полученные показатели называются коэффициентами роста.
Темпом прироста называется отношение абсолютного прироста к предыдущему или начальному членам ряда, выраженным в процентах;
цепной: ; базисный .
Темп прироста также может быть рассчитан как:
цепной:; базисный .
Для характеристики темпов роста и прироста в среднем за весь период вычисляют средний темп роста и прироста. Средний темп, коэффициент роста и прироста определяются по формулам средней геометрической.
Для определения средней из средних коэффициентов или темпов роста за неодинаковые промежутки времени применяется средняя геометрическая взвешенная
где m - продолжительность отрезков времени.
Коэффициентом опережения называется отношение базисных темпов роста двух динамических рядов за одинаковые отрезки времени
,
где -базисные темпы роста первого ряда;- базисные темпы роста второго ряда.
В тех случаях, когда темпы роста по двум сравниваемым рядам динамики неизвестны, а имеются средние темпы роста за одинаковый период времени, коэффициент опережения рассчитывается по формуле
,
где - средний темп роста первого ряда динамики, - второго, а n - число лет в периоде.
Отношение абсолютного прироста к темпу прироста представляет собой абсолютное значение одного процента прироста и определяется по формуле
,
где A % - абсолютный прирост; - цепной темп прироста;- уровень, предшествующий.
Из формулы видно, что абсолютное значение одного процента прироста равно одной сотой части предшествующего уровня.
Существуют различные приемы обработки динамических рядов:
а) Приведение рядов к одному основанию.
Для выявления связи или различия в динамике двух или нескольких рядов их можно привести к одному основанию. Для этого показатели каждого ряда выражаются в процентах к первому или любому другому члену ряда.
б) Разбивка ряда на короткие периоды.
Для выявления тенденции данных колеблющихся рядов их разбивают на более короткие периоды, а затем определяют средний уровень по каждому периоду.
в) Сглаживание способом скользящих (подвижных) средних.
Сущность его заключается в том, что по конкретным уровням ряда рассчитываются сглаженные, скользящие средние, которые получаются из подвижных сумм путем последовательного сдвига на одну дату суммируемых показателей. Затем подвижные суммы делят на число дат, получая, таким образом, скользящие или подвижные средние. Например, складывают три первых члена ряда, а их среднюю относят ко второму периоду, затем складывают 2-й, 3-й и 4-й члены ряда, а их среднюю относят к третьему периоду и т.д.
г) Метод аналитического выравнивания динамических рядов.
Сущность метода состоит в том, что основная тенденция выражается в виде функции y=f(x), где за параметр х принимается время t .
Примерные вопросы для собеседования:
Особенности статистического изучения динамики социально-экономических явлений и процессов.
Ряды динамики: понятие и структура.
Классификации рядов динамики.
Аналитические показатели рядов динамики: расчет и применение.
Задания для выполнения лабораторной работы.
- Учебно-методический комплекс дисциплины
- Тема 2 «Методика проведения экономико-статистического исследования. Статистическое наблюдение» (16 часов, 0,44 зет)
- 2. Задачи:
- 3.Задание.
- 4. Защита результатов лабораторной работы.
- Тема 3 «Сводка и группировка статистических данных№ (18 часов, 0,5 зет)
- 2. Задачи:
- 3.Задание.
- 4. Защита результатов лабораторной работы.
- Тема 4 «Метод обобщений» (18 часов 0,5 зет)
- 1. Цель.
- 2. Задачи:
- 3.Задание.
- 4. Защита результатов лабораторной работы.
- Тема 5 «Ряды динамики и их анализ» (16 часов, 0,44 зет)
- 1. Цель.
- 2. Задачи:
- 3.Задание.
- 4. Защита результатов лабораторной работы.
- Тема 5» Индексный метод» (15 часов, 0,42 зет)
- Индексы количественных показателей
- Индивидуальный индекс стоимости продукции:
- Индексы качественных показателей
- Iпокуп.Спос. – 1 : Ip
- Тема 7. «Ряды распределения. Выборочный метод. Корреляция и регрессия» (13 часов, 0,36 зет)
- Ряды распределения: сущность, виды, элементы.
- Общие сведения о выборочном наблюдении
- Виды и схемы отбора
- Определение средних и предельных ошибок при различных видах отбора
- Виды и формы взаимосвязи между явлениями
- Основные приемы изучения взаимосвязей
- Корреляционный анализ
- Вариант 1
- Тема 8 «Система национального счетоводства (снс)» (18 часов, 0,5 зет)
- Основные категории, определения и принципы построения системы национальных счетов
- Классификация счетов
- Тема 9 «Статистика национального богатства» (16 часов, 0,44 зет)
- Баланс основных фондов по полной (первоначальной или восстановительной) стоимости, млн руб.
- Баланс основных фондов по остаточной стоимости (первоначальной или восстановительной с учетом износа), млн руб.
- Тема 10 «Статистика социального развития: численности и состава населения, трудовых ресурсов, уровня жизни» (16 часов, 0,55 зет)
- Статистика численности и состав населения
- Статистика уровня жизни населения
- Тема 11 «Статистика финансов» (18 часов, 0,5 зет)
- 1. Цель.
- 2. Задачи:
- 3.Задание.
- 4. Защита результатов лабораторной работы.
- Вопрос 1
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Список литературы
- А) нормативная литература
- Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-фз "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"//Консультант Плюс.
- Б) основная учебная литература
- В) дополнительная учебная литература
- Глоссарий терминов