logo
УМКД Статистика

Учебно-методический комплекс дисциплины

«СТАТИСТИКА»

Направление подготовки 38.05.01 «Экономическая безопасность»»

Специализация «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»

Квалификация специалист

Форма обучения

очная, заочная (ускоренная) форма обучения

Ростов-на-Дону – 2015

Программа дисциплины «Статистика»

Тема 1 «Предмет, метод и основные понятия статистики»

(16 часов, 0,44 ЗЕТ)

Понятие статистики и его содержание. Предмет статистики. Методы статистики. Основной прием статистики. Задачи статистики: общие и частные. Основные категории (понятия) статистики: сущность и содержание. Применение в экономическом анализе.

Организация статистического учета. Органы статистики: структура, функции и задачи. Место и роль статистического учета в управлении социальными и экономическими процессами в современных условиях.

Классификация источников статистической информации. Особенности получения статистической информации в условиях рыночной экономики.

Классификация статистической информации. Основные классификации, применяемые в статистике. Действующие российские и международные классификации и их значение.

Общее понятие о классификациях, классификаторах, группировках и номенклатуре. Методы классификации. Применение классификаторов.

Перечень вопросов, выносимых на лекционное занятие (2 часа):

  1. Предмет, метод и задачи статистики.

  2. Основные категории и понятия статистики.

  3. Развитие государственной статистики РФ: этапы, цели и задачи, проблемы и пути решения.

Краткий конспект лекции:

Предметом изучения статистики как общественной науки является количественная сторона массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с качественной стороной. Всегда необходимо помнить, что статистика изучает не просто количество, а количество определенного качества в конкретных условиях места и времени.

Изучая массовые социально-экономические явления и процессы, статистика использует свой специфический метод. Процесс статистического исследования условно можно разделить на следующие этапы: наблюдение, сводка и группировка результатов статистического наблюдения, получение обобщающих статистических показателей и их анализ.

Статистическое наблюдение является первым этапом любого статистического исследования: разрабатывается гипотеза исследования, проводится сбор первичной статистической информации в соответствии с научно обоснованными правилами его организации.

Сводка и группировка результатов наблюдения — второй этап статистического исследования, на котором происходит систематизация собранной первичной информации.

Расчет обобщающих аналитических показателей предполагает получение целого комплекса статистических показателей, позволяющих проанализировать уровень и  структуру явлений, закономерности в их развитии, взаимосвязи между явлениями, их  соотношения, построить модели для прогнозных целей. Все расчеты на этапе статистического анализа сопровождаются интерпретацией получаемых результатов (иначе нет смысла в проведении исследования).

Используемые в процессе статистического наблюдения приемы являются едиными для всех статистических исследований — будь это статистика торговли, банковская статистика или статистика туризма, — меняется лишь объект исследования, но  предмет изучения и применяемые методы остаются неизменными.

Из сказанного вытекает, что к задачам статистического исследования относится:

К основным терминам статистики, которыми наиболее часто оперируют, относятся: статистическая совокупность, единица статистической совокупности, признак и  варианты, вариация,статистический показатель, система статистических показателей, статистическая закономерность.

Именно для того, чтобы установить закономерность в развитии явления, требуется большое количество наблюдений в соответствии с действием закона больших чисел(массовое наблюдение). На формирование значений показателя у отдельной единицы наблюдения оказывают влияние закономерные и случайные факторы. Однотипные причины, действующие на все единицы наблюдения, создают закономерность, причины, воздействующие не на все единицы наблюдения, образуют случайность.

История показывает, что организация статистической работы в стране зависит от  многих факторов политического, экономического и социального характера. Государственная статистикапризвана решать те задачи, которые ставит перед ней общество на том или ином этапе своего развития. Возможности и способы их решения определяются экономической ситуацией в стране, имеющимисяфинансовымииматериальными ресурсами, наличием квалифицированных кадров. Значительные изменения в экономической и социальной жизни нашего общества в последние годы, переход крыночным отношениямпривели к кардинальному изменению системы учета и  статистики в стране, методов сбора и обработки, характера и объема собираемой статистической информации.

Государственная статистика представляет собой двухуровневую систему. Во главе ее  находится Федеральная служба государственной статистики Росстат (с марта 2004 г., до этого — Госкомстат России). Второй уровень организаций представлен органами государственной статистики субъектов Российской Федерации и  статистическими структурами муниципального звена. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) включает в себя ряд подведомственных организаций: Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации, НИИ проблем социально-экономической статистики, Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информации и др.

Федеральная служба государственной статистики осуществляет руководство статистикой, учетом и отчетностью во всех отраслях экономики страны. Она ежегодно разрабатывает план статистических работ, выполняемых органами государственной статистики и другими федеральными органами исполнительной власти. На Росстат возложена и методологическая функция: официальная статистическая методология, утверждаемая Федеральной службой государственной статистики, является обязательной при проведении государственных статистических наблюдений для всех органов исполнительной власти, юридических лиц, граждан, осуществляющихпредпринимательскую деятельностьбез образования юридического лица.

Центральной задачей государственной статистики является получение объективной, систематизированной и аналитической информации о социально-экономическом и  демографическом положении страны и обеспечение ею органов государственной властивсех уровней,органов местного самоуправления, средств массовой информации, компаний, организаций, граждан. Для выполнения этой задачи государственной статистикой используются различные способы и виды статистического наблюдения. Часть информации собирается на регулярной основе на основании отчетности. Но такой подход не удовлетворяет полностью потребность в информации, необходимой для управления экономикой и социальной сферой. В связи с этим возникает задача, связанная с получением недостающей информации с помощью проведения специальных обследований. Например, в 2006 г. проведена сельскохозяйственнаяперепись, результаты которой позволят обосновать стратегию развития этой отрасли, в 2002 и 2010 гг. проведена Всероссийская перепись населения.

Информация о состоянии и развитии экономических и социальных явлений и процессов необходима органам государственной власти для принятия эффективных управленческих решений. Обеспечивая информацией других пользователей,статистикаспособствует развитию бизнеса, науки, позволяет общественным организациям вместе с органами власти решать сложные вопросы, например, касающиеся охраны окружающей среды, обеспечения малоимущих граждан и другие. При этом статистика не  ограничивается только характеристикой количественной стороны общественных явлений и процессов с помощью системы показателей и представлением их числовых значений пользователям. В задачи статистики входит формулирование выводов о  причинах, обусловивших те или иные особенности исследуемых явлений, их  соотношения и пропорции.

Кроме государственной статистики в стране существует и ведомственная статистика, в задачи которой входит сбор и анализ информации для осуществления оперативного руководства предприятиями и ведомствами, планирования их деятельности. Значение ведомственной статистики в условиях рыночной экономикии полной ответственности предприятий за результаты своей деятельности существенно возросло. Для глубокого анализа экономических процессов, происходящих в рамках фирм, корпораций необходима достоверная и полная информация. Она позволяет выявить внутрипроизводственные резервы, наметить пути улучшения использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов, что в конечном счете приводит к  повышению эффективности деятельности организаций и экономики в целом.

Примерный перечень тем для дискуссии (2 часа)

  1. Предмет, метод и задачи статистики.

  2. История статистики как науки и практической деятельности..

  3. Основные категории и понятия статистики.

  4. Организация статистического учета: отечественный и зарубежный опыт. Развитие государственной статистики РФ: этапы, цели и задачи, проблемы и пути решения.

  5. Информационное обеспечение статистики. Классификации статистической информации

Критерии оценки участия в дискуссии

За участие в дискуссии студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерий оценки

Балл

1. Теоретический уровень знаний

15

2. Качество ответов на вопросы

10

3. Подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.)

10

4. Практическая ценность материала

10

5. Способность делать выводы

10

6. Способность отстаивать собственную точку зрения

15

7. Способность ориентироваться в представленном материале

15

8. Степень участия в общей дискуссии

15

Итоговая сумма баллов:

100

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Количество баллов

Оценка

Зачет

76–100

Отлично

Зачтено

51–75

Хорошо

26–50

Удовлетворительно

0–25

Неудовлетворительно

Не зачтено

Примерные тесты по типам

1. Закрытые тесты с одним правильным ответом- необходимо выбрать из предложенных вариантов только один правильный ответ.

Например: Статистика – это:

  1. особый метод, используемый в различных сферах деятельности, в решении разнообразных задач;

  2. научно организованная работа по собиранию, представлению и интерпретации числовых данных;

  3. необходимое дополнение к бухгалтерскому учету;

  4. универсальная наука, изучающая массовые явления и природы, и общества.

2. Закрытые тесты с двумя и более правильными ответами -необходимо выбрать не менее двух правильных ответов из предложенных вариантов.

Например: Общими методами статистики являются:

  1. статистическое наблюдение;

  2. индексный метод;

  3. сводка и группировка статистических данных;

  4. корреляционно-регрессионный анализ;

  5. метод обобщений.

  1. Закрытые тесты на нахождение соответствия- в каждом варианте ответа необходимо проставить идентификатор соответствующего ему понятия или описания.

Например: Найдите соответствие между основными понятиями официального статистического учета и их содержанием:

1

официальный статистический учет

совокупность балансовых таблиц и методов их составления, обеспечивающая формирование официальной статистической информации о валовом внутреннем продукте и других макроэкономических показателях

2

система государственной статистики

деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений

3

федеральное статистическое наблюдение

документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов

4

первичные статистические данные

государственная федеральная информационная статистическая система, представляющая собой совокупность первичных статистических и административных данных, официальной статистической информации, информационных технологий и технических средств

5

национальные счета

сбор первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета

  1. Закрытые тесты на нахождение последовательности–предложенные варианты понятий, категорий, действий требуется разместить в оговоренной в условии теста последовательности.

Например: Расположите научные школы в статистике в хронологическом порядке:

1

Школа государствоведения

2

Статистико-математическая школа

3

Школа политических арифметиков

  1. Открытые тесты, в которых отсутствуют варианты правильных ответов –необходимо самостоятельно дать правильный вариант ответа.

Например: Федеральным органом исполнительной власти в сфере официального статистического учета является __________________.

Критерии оценки тестов

1. Студенту при правильном решении тестового задания присваивается 1 балл. Общая сумма баллов по теме соответствует количеству тестовых заданий.

2. Если правильных ответов в тестовом задании более одного (тесты второго типа), то количество баллов, за не полностью решенный тест рассчитывается по формуле:

Б2 – количество баллов за тестовое задание второго типа

ПВ – количество правильных вариантов, выбранных студентом

НВ – количество неверных вариантов

ОВ – общее количество правильных вариантов в тесте.

Например: ОВ = 3; ПВ = 2; НВ = 1. Количество баллов, присваиваемых студенту –0,5.

3. По тестовым заданиям3-го и 4-го типовбалл начисляется в случае полностью правильногоих решения. Если в тесте есть ошибки, баллы не начисляются.

4. На решение одного теста дается 2 минуты.

Перевод полученных за аттестационный тест баллов в пятибалльную шкалу оценок проводится исходя из правил, размещенных в таблице.

Показатель

Баллы

Зачет

Оценки за экзамен или дифференцированный зачет

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Процент набранных баллов из 100% возможных

55 и выше

100 – 85

84 – 70

69 – 55

Тематика, выносимая на самостоятельное изучение (в объеме 10 часов):

  1. История статистики как науки и практической деятельности..

  2. Зарубежный опыт организации государственной статистики.

  3. Информационное обеспечение статистики.

  4. Классификации статистической информации. Система международных, европейских национальных классификаторов.

Критерии оценки выполнения задания

Критерии

Оценка

все вопросы изучены с необходимой степенью детализации, использованы актуальные данные

Отлично

вопросы изучены, использован актуальный материал

Хорошо

вопросы изучены в общих чертах, использован недостаточно актуальный материал для подготовки

Удовлетворительно

вопросы не изучены

Неудовлетвори-тельно