logo
УМКД Статистика

Статистика уровня жизни населения

Международная статистика УЖ стала активно развиваться с конца 50-х годов. До этого об УЖ судили по отдельным показателям, например, индексу реальной заработной платы (индексу номинальной заработной платы, деленному на индекс цен), индексам прожиточного минимума и стоимости жизни (ИПЦ на товары и услуги определенного набора) и т.д. В 1960 г. рабочей группой ООН был подготовлен доклад о принципах определения и измерения УЖ в международном масштабе. Это была пер­вая попытка создания системы показателей УЖ. Последний вариант этой системы включает 12 основных групп показателей:

1) рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения;

2) санитарно-гигиенические условия жизни:

3) потребление продовольственных товаров;

4) жилищные условия;

5) образование и культура;

6) условия труда и занятость;

7) доходы и расходы населения;

8) стоимость жизни и потребительские цены;

9) транспортные средства;

10) организация отдыха;

11) социальное обеспечение;

12) свобода челове­ка. В самостоятельный раздел были выделены информационные показате­ли, необходимые для оценки УЖ, но не являющиеся, по мнению экспер­тов ООН, непосредственными его характеристиками. Сюда отнесены сле­дующие показатели: национальный доход и ВВП в среднем на душу насе­ления; объем и виды социального обслуживания; расходы на личное по­требление населения и их структура; плотность населения; транспортное обслуживание; работа средств связи; печать и др. Нередко показатели УЖ населения входят в более общие системы социальных показателей. Тако­вой является система социальных показателей США, состоящая из 13 разделов и включающая УЖ. Особой дробностью отличается система со­циальных показателей Франции. В ней выделены 4 группы показателей:

1) численность и состав населения, трудовых ресурсов и условия труда;

2) распределение, перераспределение и использование доходов;

3) усло­вия жизнедеятельности;

4) социальные стороны уровня жизни населения.

Можно назвать и другие системы показателей, в частности систему пока­зателей социальной и демографической статистики, разработанную Ста­тистическим бюро (ныне отделом) ООН в 1975 г., систему социальных показателей Организации экономического сотрудничества и развития (1979 г.), минимальный набор показателей социальной статистики Стати­стической комиссии ООН (1997 г.), модельный набор социальных инди­каторов УЖ Статкомитета СНГ (1997 г.) и др.

Примерные тесты по типам

  1. Закрытые тесты с одним правильным ответом- необходимо выбрать из предложенных вариантов только один правильный ответ.

Например: Экономически активное население – это:

  1. занятое население;

  2. учащиеся с отрывом от производства и лица, занятые в домашнем хозяйстве;

  3. население, занятое в народном хозяйстве, плюс безработные, плюс учащиеся с отрывом от производства и лица, занятые в домашнем хозяйстве;

  4. население, занятое в народном хозяйстве, и безработные.

  1. Закрытые тесты с двумя и более правильными ответами -необходимо выбрать не менее двух правильных ответов из предложенных вариантов.

Например: По каким из нижеперечисленных обязательных условий трудоспособные лица могут быть отнесены к безработным:

  1. не имеющие работу (доходного занятия);

  2. студенты, учащиеся дневной формы обучения;

  3. лица, готовые приступить к работе;

  4. лица, занятые в домашнем хозяйстве;

  5. лица, занимающиеся активным поиском работы;

  6. лица, выполняющие работу без оплаты на семейном предприятии.

  1. Закрытые тесты на нахождение соответствия- в каждом варианте ответа необходимо проставить идентификатор соответствующего ему понятия или описания.

Например: отметьте соотношение порядка и сроков уплаты государственной пошлины:

1

Коэффициент жизненности

Отношение естественного оборота к естественной убыли населения

2

Коэффициент естественного оборота

Отношение числа родившихся к числу умерших

3

Коэффициент эффективности воспроизводства

Отношение суммы родившихся и умерших к среднегодовой численности населения

  1. Закрытые тесты на нахождение последовательности –предложенные варианты понятий, категорий, действий требуется разместить в оговоренной в условии теста последовательности.

Например: Расположите указанные категории населения в порядке возрастания их численности в РФ.

1

Экономически активное население

2

Безработные

3

Трудовые ресурсы

4

Трудоспособное население

5

занятые в экономике

  1. Открытые тесты, в которых отсутствуют варианты правильных ответов –необходимо самостоятельно дать правильный вариант ответа.

Например: Коэффициент младенческой смертности рассчитывается как отношение ___________.

Критерии оценки тестов: см. критерии, предложенные в теме 1.

Комплект разноуровневых задач (заданий)

1. Имеются следующие данные по России за 2000 год, тыс. чел.:

Численность населения на начало года 146890,1

В течение года:

родилось 1266,8

умерло 2225,3

из них детей до 1 года 19,3

прибыло 359,3

выбыло 145,7

число браков (тыс. ед.) 897,3

число разводов (тыс. ед.) 627,7

Среднегодовая численность женщин в возрасте 15-49 лет 39097,1

Определите:

  1. численность населения на конец года;

  2. среднегодовую численность населения;

  3. коэффициенты естественного движения населения - рождаемости, смертности, естественного прироста (убыли), оборота, эффективности воспроизводства, жизненности населения, коэффициент фертильности (специальный коэффициент рождаемости);

  4. коэффициенты миграционного движения – прибытия, выбытия, механического прироста, интенсивности миграционного оборота, эффективности миграции.

2. Имеются следующие условные данные по области, тыс. чел.:

На начало года:

– численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте (ТТВнг)

1000

– численность работающих лиц за пределами трудоспособного возраста (ТвнеТВнг)

32

В течение года:

– вступило в трудоспособный возраст трудоспособного населения

38

– вовлечено для работы в отраслях экономики лиц пенсионного возраста

8

– прибыло из других областей трудоспособного населения в трудоспособном возрасте

30

– выбыло из состава трудовых ресурсов (в связи с переходом в пенсионный возраст,

инвалидность, вследствие смерти и т.д.) трудоспособного населения

20

– выбыло из состава трудовых ресурсов подростков

6

– выбыло трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в другие области

12

Определите:

1) численность трудовых ресурсов на начало года (ТНГ);

2) на конец года:

а) численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте (ТТВкг);

б) численность работающих лиц, находящихся за пределами трудоспособного возраста (ТвнеТВкг);

в) численность трудовых ресурсов (Ткг);

3) среднегодовую численность трудовых ресурсов;

4) коэффициенты естественного, механического и общего движения трудовых ресурсов;

5) перспективную численность трудовых ресурсов на предстоящие 3 года, при условии, что коэффициент общего движения трудовых ресурсов будет ежегодно уменьшаться на 1%0.

3. Имеются следующие данные по предприятию:

Показатель

Базисный период

Отчетный период

Среднесписочная численность работающих (), чел.

3200

3926

Произведенная продукция (выручка – Q), тыс. руб.

42400

53000

Фонд заработной платы (F), тыс. руб.

35200

39072

Определите влияние экстенсивного и интенсивного факторов на изменение: 1) выручки; 2) фонда заработной платы.

Критерии оценки – см. критерии, предложенные в теме 2.

Тематика, выносимая на самостоятельное изучение (в объеме 10 часов): самостоятельное решение задач по вариантам на основе раздаточного материала, аналогичных приведенным в теме 10.

Критерии оценки

Критерии

Оценка

Зачет

все задачи решены, сделаны выводы по каждой из задач

Отлично

Зачтено

задачи решены верно, нет выводов по каждой из них

Хорошо

не все задачи решены правильно, нет выводов по решенным задачам

Удовлетворительно

задачи не решены

Неудовлетворительно

Не зачтено