Тема 3 «Сводка и группировка статистических данных№ (18 часов, 0,5 зет)
Понятие сводки статистических данных. Цель и программа сводки. Основные этапы статистической сводки. Способы разработки статистической сводки. Централизованная и децентрализованная сводка.
Группировка статистических данных. Определение и содержание группировок. Задачи группировки. Основные категории группировки: группировочный признак и интервал. Виды интервалов. Принципы выбора группировочного признака. Образование групп и методика расчета интервалов группировки. Определение групп и расчет интервалов.
Виды группировок. Типологическая, структурная и аналитическая группировки. Принципы их построения. Статистические таблицы как инструмент сводки и группировки. Методика разработки макетов таблиц. Основные требования к составлению и оформлению таблиц. Виды таблиц.
Практика применения результатов сводки и группировки в экономическом анализе.
Перечень вопросов, выносимых на лекционное занятие (4 часа):
Понятия, цель и задачи сводки статистических данных.
Группировка статистических данных: задачи, виды, принципы построения.
Статистические таблицы.
Краткий конспект лекции:
В результате статистического наблюдения получают сведения о каждой единице совокупности в отдельности. Чтобы на основе этих данных сделать определенные выводы, необходимо провести сводку полученных материалов, т.е. в узком смысле сводка - это подсчет или подведение итогов.
Однако в более широком смысле под статистической сводкой понимают сложную операцию научной обработки первичных статистических данных, которая включает группировку материала, разработку системы показателей для характеристики типичных групп и подгрупп, подсчет (подведение) итогов по группам и по совокупности в целом и изображение сгруппированных данных в виде статистических таблиц.
Статистическая группировка - расчленение общей совокупности единиц по одному или нескольким существенным признакам на однородные группы, различающиеся между собой в качественном и количественном отношении и позволяющие выделить социально-экономические типы, изучить структуру совокупности или проанализировать связи между отдельными признаками. Группировка проводится только для целей конкретного исследования.
В соответствии с решаемыми задачами все группировки подразделяются на типологические, структурные и аналитические.
1.Расчленение разнородной совокупности на качественные однородные группы, выделение качественно однородных экономических групп или типов общественных явлений осуществляется при помощи типологических группировок.
Таблица 1
Распределение промышленной продукции, произведенной в различных формах хозяйствования за отчетный период
Группы предприятий по формам хозяйствования | Объем продукции, млрд. руб. | Процент к итогу |
Государственные, с традиционными методами управления | 405,0 | 89,20 |
Арендные | 19,0 | 4,19 |
Кооперативные | 30,0 | 6,61 |
Итого: | 454,0 | 100,00 |
Приведенные данные характеризуют социально-экономический состав промышленной продукции (выделены типы явления), а также свидетельствуют о возникших в последнее время новых формах хозяйствования.
2.Группировка, цель которой расчленение совокупности единиц на группы, характеризующие структуру по определенным признакам, называется структурной группировкой.
Приведенная в табл. 2 группировка, содержит систему показателей, характеризующих структуру изучаемой совокупности по ряду признаков, а также концентрацию торгово-закупочного процесса, нашедшего свое выражение в укрупнении магазинов по величине товарооборота.
Таблица.2
Группировка торговых предприятий района по объему товарооборота
(в процентах к итогу)
Группы магазинов по объему товарооборота, тыс. р. | Число магазинов | Розничный товарооборот | Торговая площадь
|
до 1700 | 21,87 | 11,22 | 18,05 |
1700 - 2000 | 28,13 | 19,04 | 21,38 |
2000 - 3000 | 21,87 | 20,0 | 19,08 |
3000 - 4200 | 15,63 | 22,23 | 19,47 |
свыше 4200 | 12,5 | 27,51 | 22,02 |
ИТОГО: | 100,00 | 100,00 | 100,00 |
3.Группировка, целью которой является установление взаимосвязей между изучаемыми явлениями, называется аналитической. Примером аналитической группировки могут служить данные табл.3.
Таблица 3
Зависимость урожайности зерновых культур от количества внесенных удобрений по группе совхозов
Количество внесенных удобрений, % от нормы | Число совхозов | Средняя урожайность по группе, ц / га |
до 30 | 2 | 20,2 |
30 - 50 | 5 | 21,8 |
50 - 80 | 8 | 25,6 |
80 - 100 | 14 | 30,3 |
ИТОГО | 29 | 26,8 |
Данные показывают, что увеличение количества внесенных удобрений (факторный признак) приводит при прочих равных условиях к повышению урожайности (результативный признак).
Признаки в статистике - это свойства, характерные черты или особенности явлений, которые можно выразить рядом статистических величин. Признаки, положенные в основание группировки, называются группировочными.
Группировки по одному признаку называются простыми. Когда же для выделения групп берутся два более признака, т. е. группы, образованные по одному признаку, подразделяются на подгруппы по другому, а полученные в результате этого подгруппы подразделяются (каждая в отдельности) еще на подгруппы и т. д., то такие группировки называются комбинационными.
Различают четыре вида группировочных признаков: атрибутивные, количественные, признаки пространства и признаки времени.
Атрибутивным называется признак, который характеризует свойство, качество данного явления и не имеет количественного выражения. При группировке по атрибутивным (качественным) признакам статистическая совокупность разбивается на столько групп, сколько разновидностей имеет признак (по полу - на две группы, по национальному составу - на столько групп, сколько имеется национальностей и т.д.).
Разновидностью атрибутивных признаков являются альтернативные, т.е. такие признаки, которыми одни единицы совокупности обладают, а другие - нет. Например, одни работники имеют высшее образование, а другие не имеют и т. д.
Количественным называется признак, характеризующий размеры, величину изучаемой совокупности и дающий возможность расчленить её на группы по величине индивидуальных значений группировочного признака.
Признак пространства - это адресный признак (адрес предприятия и пр.). Группировки по признаку пространства применяются для изучения пространственных (географических) закономерностей.
Признак времени позволяет установить хронологию событий, и его применяют для изучения изменений явлений во времени.
Признаки бывают первичные и вторичные. Первичные признаки характеризуют абсолютные размеры изучаемых явлений (например, численность рабочих), вторичные являются производными от первичных и показывают структуру группируемых явлений (фондовооруженность, себестоимость и т. д.).
Примерные тесты по типам
1. Закрытые тесты с одним правильным ответом- необходимо выбрать из предложенных вариантов только один правильный ответ.
Например: Распределение неоднородной совокупности на качественно однородные группы осуществляется с помощью группировки:
типологической;
структурной;
аналитической;
атрибутивной.
2. Закрытые тесты с двумя и более правильными ответами -необходимо выбрать не менее двух правильных ответов из предложенных вариантов.
Например: Какие из указанных ниже признаков являются атрибутивными:
возраст человека;
национальность;
балл успеваемости;
доход сотрудника фирмы;
форма собственности;
квалификационный разряд рабочего.
3. Закрытые тесты на нахождение соответствия- в каждом варианте ответа необходимо проставить идентификатор соответствующего ему понятия или описания.
Например: Найдите соответствие между видами статистической группировки и конкретными примерами:
1 | типологическая | группировка банков по размеру процентной ставки и сумме выданных кредитов |
2 | структурная | группировка предприятий общественного питания по форме собственности |
3 | аналитическая | группировка предприятий города по доле в товарообороте (%) |
4. Закрытые тесты на нахождение последовательности–предложенные варианты понятий, категорий, действий требуется разместить в оговоренной в условии теста последовательности.
Например: Расположите операции по составлению типологической группировки в нужном порядке:
1 | Расчет группировочного интервала |
2 | Составление макета статистической таблицы |
3 | Определение числа групп |
4 | Расчет объемных групповых значений факторного и результативного признаков |
5 | Распределение единиц совокупности в полученные группы |
Открытые тесты, в которых отсутствуют варианты правильных ответов –необходимо самостоятельно дать правильный вариант ответа.
Например: Группировка молокозаводов региона по объемам переработки молока характеризуется такими данными:
Объем переработанного молока за год, тыс. т | Количество заводов | Прибыль на 1 т. переработанного молока, ден. ед. |
До 30 | 17 | 7.3 |
30-50 | 13 | 10,1 |
50 и более | 4 | 12,3 |
Итого | 34 | 9,8 |
С точки зрения классификации по решаемым задачам это группировка – ______________.
Критерии оценки тестов – см. критерии, предложенные в теме 1.
Комплект разноуровневых задач (заданий)
1. В результате статистического наблюдения получены данные о величине основного и оборотного капитала, а также прибыли по группе предприятий.
№ | Основной капитал, млн. руб. | Оборотный капитал, млн. руб. | Прибыль, млн. руб. | № | Основной капитал, млн. руб. | Оборотный капитал, млн. руб. | Прибыль, млн. руб. |
1 | 1790 | 634 | 127 | 14 | 5600 | 836 | 210 |
2 | 1480 | 536 | 86 | 15 | 3750 | 739 | 169 |
3 | 4360 | 726 | 184 | 16 | 4250 | 846 | 215 |
4 | 1770 | 510 | 82 | 17 | 3400 | 934 | 264 |
5 | 1990 | 656 | 137 | 18 | 6600 | 927 | 241 |
6 | 800 | 547 | 110 | 19 | 7050 | 851 | 235 |
7 | 5710 | 809 | 193 | 20 | 3760 | 678 | 167 |
8 | 4340 | 732 | 190 | 21 | 6600 | 832 | 275 |
9 | 3800 | 807 | 184 | 22 | 4900 | 748 | 157 |
10 | 4200 | 766 | 189 | 23 | 5600 | 717 | 164 |
11 | 1700 | 664 | 135 | 24 | 8140 | 944 | 314 |
12 | 3600 | 751 | 175 | 25 | 6700 | 959 | 286 |
13 | 3000 | 556 | 115 |
|
|
|
|
Выполните группировку первичного массива данных по величине факторного признака, выделив мелкие, средние и крупные предприятия. Сформулируйте выводы о различии предприятий по группам и о наличии (отсутствии) связи между величиной факторного и результативного признака.
2. По промышленным предприятиям города имеются следующие данные за отчетный год:
№ предприятия | Объем продукции, млн. руб. | Фонд заработной платы, млн. руб. | № предприятия | Объем продукции, млн. руб. | Фонд заработной платы, млн. руб. |
1 | 124,8 | 19,8 | 9 | 110,0 | 17,7 |
2 | 256,0 | 38,4 | 10 | 256,3 | 40,9 |
3 | 190,7 | 31,3 | 11 | 187,5 | 30,7 |
4 | 185,0 | 31,4 | 12 | 140,8 | 23,2 |
5 | 403,2 | 56,4 | 13 | 167,3 | 27,0 |
6 | 115,0 | 19,6 | 14 | 208,2 | 32,2 |
7 | 106,5 | 17,2 | 15 | 135,4 | 21,9 |
8 | 350,0 | 49,7 | 16 | 370,2 | 51,8 |
Сгруппируйте предприятия по объему выработанной продукции, выделив три группы (интервалы группировки разработать самостоятельно). Построить типологическую, структурную и аналитическую группировки, определить взаимосвязь между объемом выпущенной продукции и фондом заработной платы. Решение оформить в виде таблиц. Сформулировать вывод.
3. По отдельным бригадам строительной организации имеются следующие данные за август:
Показатель | Номер бригады | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Объем работ, тыс. руб. | 409,6 | 648,0 | 670,0 | 504,0 | 734.4 | 886,4 | 360,0 | 952,0 |
Численность рабочих, чел. | 16 | 24 | 25 | 21 | 27 | 32 | 15 | 33 |
Произвести группировки бригад по численности рабочих, выделив три группы с равными интервалами. Сформулировать вывод относительно зависимости объема работ от числа рабочих.
Критерии оценки
Критерии | Оценка | Зачет |
все задачи решены, сделаны выводы по каждой из задач | Отлично | Зачтено |
задачи решены верно, нет выводов по каждой из них | Хорошо | |
2 задачи из 3 предложенных решены правильно, нет выводов по решенным задачам | Удовлетворительно | |
задачи не решены | Неудовлетворительно | Не зачтено |
.
Задания для выполнения лабораторной работы.
Цель.
Развитие навыков сводки и группировки статистической информации и составления группировочных таблиц.
- Учебно-методический комплекс дисциплины
- Тема 2 «Методика проведения экономико-статистического исследования. Статистическое наблюдение» (16 часов, 0,44 зет)
- 2. Задачи:
- 3.Задание.
- 4. Защита результатов лабораторной работы.
- Тема 3 «Сводка и группировка статистических данных№ (18 часов, 0,5 зет)
- 2. Задачи:
- 3.Задание.
- 4. Защита результатов лабораторной работы.
- Тема 4 «Метод обобщений» (18 часов 0,5 зет)
- 1. Цель.
- 2. Задачи:
- 3.Задание.
- 4. Защита результатов лабораторной работы.
- Тема 5 «Ряды динамики и их анализ» (16 часов, 0,44 зет)
- 1. Цель.
- 2. Задачи:
- 3.Задание.
- 4. Защита результатов лабораторной работы.
- Тема 5» Индексный метод» (15 часов, 0,42 зет)
- Индексы количественных показателей
- Индивидуальный индекс стоимости продукции:
- Индексы качественных показателей
- Iпокуп.Спос. – 1 : Ip
- Тема 7. «Ряды распределения. Выборочный метод. Корреляция и регрессия» (13 часов, 0,36 зет)
- Ряды распределения: сущность, виды, элементы.
- Общие сведения о выборочном наблюдении
- Виды и схемы отбора
- Определение средних и предельных ошибок при различных видах отбора
- Виды и формы взаимосвязи между явлениями
- Основные приемы изучения взаимосвязей
- Корреляционный анализ
- Вариант 1
- Тема 8 «Система национального счетоводства (снс)» (18 часов, 0,5 зет)
- Основные категории, определения и принципы построения системы национальных счетов
- Классификация счетов
- Тема 9 «Статистика национального богатства» (16 часов, 0,44 зет)
- Баланс основных фондов по полной (первоначальной или восстановительной) стоимости, млн руб.
- Баланс основных фондов по остаточной стоимости (первоначальной или восстановительной с учетом износа), млн руб.
- Тема 10 «Статистика социального развития: численности и состава населения, трудовых ресурсов, уровня жизни» (16 часов, 0,55 зет)
- Статистика численности и состав населения
- Статистика уровня жизни населения
- Тема 11 «Статистика финансов» (18 часов, 0,5 зет)
- 1. Цель.
- 2. Задачи:
- 3.Задание.
- 4. Защита результатов лабораторной работы.
- Вопрос 1
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Список литературы
- А) нормативная литература
- Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-фз "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"//Консультант Плюс.
- Б) основная учебная литература
- В) дополнительная учебная литература
- Глоссарий терминов