7. Основная цель математической логики – обеспечить систему формальных обозначений для рассуждений, встречающихся не только в математике, но и в повседневной жизни.
Решим следующую задачу, используя законы сложения и умножения высказываний.
Задача 4. Брауну, Джонсу и Смиту предъявлено обвинение в соучастии в ограблении банка. Похитители скрылись на поджидавшем их автомобиле. На следствии Браун показал, что преступники были на синем «Бьюике»; Джонс сказал, что это был чёрный «Крайслер», а Смит утверждал, что это был «Форд Мустанг» и ни в коем случае не синий. Стало известно, что, желая запутать следствие, каждый из них указал правильно либо только марку машины, либо её цвет. Какого цвета был автомобиль и какой марки?
Решение.
1) Перечислим все имеющиеся высказывания:
A{машина синего цвета} – 1-е показание Брауна,
B{машина марки «Бьюик»} – 2-е показание Брауна,
C{машина чёрного цвета} – 1-е показание Джонса,
D{машина марки «Крайслер»} – 2-е показание Джонса,
Eмашина марки «Форд Мустанг»} – 1-е показание Смита,
– 2-е показание Смита.
2) По условию задачи каждый из подозреваемых сказал правду или только про марку машины, или про её цвет.
Т.к. Браун дал показания А, В, то А или В – правда, что в записи математической логики будет выглядеть: «истина».
Джонс дал показания C, D, т.е. С или D – правда, что есть «истина».
Смит дал показания E, , т.е. Е или – правда, что есть «истина».
3) Следствие имеет показания Брауна и Джонса и Смита, т.е.
и и ,
что в записи математической логики есть
«истина»,
т.к. истинно каждое из высказываний , , .
4) Имеем: «истина».
Перепишем последнее выражение, учитывая, что является логической суммой, а есть логическое произведение:
«истина».
Раскроем скобки:
«истина».
5) Проанализируем каждое из слагаемых полученного выражения:
«ложь», т.к. в этом выражении одновременно утверждается, что машина и синего и не синего цвета;
«ложь», т.к. в этом выражении одновременно утверждается, что машина и синего и чёрного цвета;
«ложь», т.к. в этом выражении одновременно утверждается, что машина и синего и не синего цвета;
«ложь», т.к. в этом выражении одновременно утверждается, что машина «Крайслер» и машина «Форд Мустанг» ;
машина марки «Бьюик» и машина чёрного цвета и машина не синего цвета}
– в этом выражении внутренних противоречий нет, но мы пока что не знаем, истинно оно или ложно;
«ложь», т.к. в этом выражении одновременно утверждается, что машина «Бьюик» и машина «Форд Мустанг» ;
«ложь», т.к. в этом выражении одновременно утверждается, что машина «Бьюик» и машина «Крайслер» ;
«ложь», т.к. в этом выражении одновременно утверждается, что машина «Бьюик» и машина «Крайслер» .
6) Получили:
«ложь» «ложь» «ложь» «ложь» «ложь» «ложь» «ложь» = «ложь» = = = «истина», т.е. преступники скрылись на чёрном «Бьюике».
Задачи для самостоятельного решения
Задача 1.
Докажите формулу: AB = AB.
Задача 2.
На вопрос, кто из трёх студентов изучал логику, был получен правильный ответ: если изучал первый, то изучал и второй, но неверно, что если изучал третий, то изучал и второй. Кто из студентов изучал логику?
Задача 3.
«Вернувшись домой, комиссар Мегрэ позвонил в полицейский отдел на набережную Орфевр.
- Говорит Мегрэ. Есть новости?
- Да, шеф. Поступили сообщения от инспекторов. Торранс установил, что если Франсуа был пьян, то либо Этьен убийца, либо Франсуа лжёт. Жуссье считает, что или Этьен убийца, или Франсуа не был пьян и убийство произошло после полуночи. Инспектор Люка просил передать Вам, что если убийство произошло после полуночи, то либо Этьен убийца, либо Франсуа лжёт. Затем звонила …
- Всё. Спасибо. Этого достаточно. – Комиссар положил трубку. Он знал, что трезвый Франсуа никогда не лжёт. Теперь он знал всё».
Какой вывод сделал комиссар Мегрэ?
Указания.
1. Рассмотрите следующие высказывания:
A {Франсуа был пьян},
B {Этьен убийца},
C {Франсуа лжёт},
D {убийство произошло после полуночи}.
2. Запишите, используя логические операции, высказывания инспекторов Торранса, Жуссье и Люка. Составьте произведение этих трёх высказываний и упростите его.
Задача 4.
Разбирается дело Брауна, Джонса и Смита. Один из них совершил преступление. На следствии каждый из них сделал два заявления.
Браун. Я не делал этого.
Смит сделал это.
Джонс. Смит не виновен.
Браун сделал это.
Смит. Я не делал этого.
Джонс не делал этого.
Суд установил, что один из них дважды солгал, другой – дважды сказал правду, третий – один раз солгал, один раз сказал правду.
Кто совершил преступление?
- Оглавление
- Вводная часть
- 1.2. Алгебра высказываний. Основные законы математической логики.
- Операция отрицания, или отрицание высказывания
- Операция конъюнкции, или конъюнкция высказываний.
- Операция дизъюнкции, или дизъюнкция высказываний.
- Операция эквивалентности, или эквивалентность высказываний.
- Операция импликации, или импликация высказываний.
- Порядок старшинства операций
- 5. Основные законы математической логики.
- 6. Парадоксы логики (семантические парадоксы), или «правдоподобные» рассуждения, приводящие к противоречивым результатам.
- 7. Основная цель математической логики – обеспечить систему формальных обозначений для рассуждений, встречающихся не только в математике, но и в повседневной жизни.
- 1.3. Числа
- 2. Матрицы. Действия с матрицами
- 2.1. Вычисление определителей
- 2.2. Вычисление обратной матрицы
- 2.3. Решение системы линейных уравнений
- Решение системы линейных уравнений методом подстановки
- Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы
- Решение системы по правилу Крамера
- Решение системы с помощью обратной матрицы
- Решение системы линейных уравнений методом Гаусса (последовательного исключения неизвестных)
- Несовместные системы. Системы с общим решением. Частные решения
- 3. Комплексные числа
- Понятие комплексного числа
- Алгебраическая форма комплексного числа. Сложение, вычитание, умножение и деление комплексных чисел
- Тригонометрическая и показательная форма комплексного числа
- Возведение комплексных чисел в степень
- Извлечение корней из комплексных чисел
- 4. Математические формулы и графики
- Для того чтобы успешно решать задачи по высшей математике необходимо:
- Математические формулы и таблицы
- Графики и основные свойства элементарных функций
- Как правильно построить координатные оси?
- Графики и основные свойства элементарных функций График линейной функции
- График квадратичной, кубической функции, график многочлена
- Кубическая парабола
- График функции
- График гиперболы
- График показательной функции
- График логарифмической функции
- Графики тригонометрических функций
- Графики обратных тригонометрических функций