Основные приемы изучения взаимосвязей
а) Метод параллельных рядов. Чтобы установить связь между явлениями достаточно расположить полученные в результате сводки и обработки материалы в виде параллельных рядов и сопоставить их между собой.
б) Балансовый метод. Для характеристики взаимосвязи между явлениями в статистике широко применяется балансовый метод. Сущность его заключается в том, что данные взаимосвязанных показателей изображаются в виде таблицы и располагаются таким образом, чтобы итоги между отдельными частями были равны, т.е. чтобы был баланс. Балансовый метод используется для характеристики взаимосвязи между производством и распределением продуктов, денежными доходами и расходами населения и т.д.
в) Метод аналитических группировок. При наличии массовых статистических данных для изучения и измерения взаимосвязей социально-экономических явлений широко пользуются методом аналитических группировок. Аналитические группировки позволяют установить наличие связи между двумя и более признаками и ее направление. Метод группировок сочетается с методом средних и относительных величин.
г) Дисперсионный анализ. Аналитические группировки при всей своей значимости не дают количественного выражения тесноты связи между признаками. Эта задача решается при помощи дисперсионного и корреляционного анализов.
Дисперсионный анализ дает, прежде всего, возможность определить роль систематической и случайной вариаций в общей вариации и, следовательно, установить роль изучаемого фактора в изменении результативного признака. Для этого пользуются правилом сложения дисперсий.
- Учебно-методический комплекс дисциплины
- Тема 2 «Методика проведения экономико-статистического исследования. Статистическое наблюдение» (16 часов, 0,44 зет)
- 2. Задачи:
- 3.Задание.
- 4. Защита результатов лабораторной работы.
- Тема 3 «Сводка и группировка статистических данных№ (18 часов, 0,5 зет)
- 2. Задачи:
- 3.Задание.
- 4. Защита результатов лабораторной работы.
- Тема 4 «Метод обобщений» (18 часов 0,5 зет)
- 1. Цель.
- 2. Задачи:
- 3.Задание.
- 4. Защита результатов лабораторной работы.
- Тема 5 «Ряды динамики и их анализ» (16 часов, 0,44 зет)
- 1. Цель.
- 2. Задачи:
- 3.Задание.
- 4. Защита результатов лабораторной работы.
- Тема 5» Индексный метод» (15 часов, 0,42 зет)
- Индексы количественных показателей
- Индивидуальный индекс стоимости продукции:
- Индексы качественных показателей
- Iпокуп.Спос. – 1 : Ip
- Тема 7. «Ряды распределения. Выборочный метод. Корреляция и регрессия» (13 часов, 0,36 зет)
- Ряды распределения: сущность, виды, элементы.
- Общие сведения о выборочном наблюдении
- Виды и схемы отбора
- Определение средних и предельных ошибок при различных видах отбора
- Виды и формы взаимосвязи между явлениями
- Основные приемы изучения взаимосвязей
- Корреляционный анализ
- Вариант 1
- Тема 8 «Система национального счетоводства (снс)» (18 часов, 0,5 зет)
- Основные категории, определения и принципы построения системы национальных счетов
- Классификация счетов
- Тема 9 «Статистика национального богатства» (16 часов, 0,44 зет)
- Баланс основных фондов по полной (первоначальной или восстановительной) стоимости, млн руб.
- Баланс основных фондов по остаточной стоимости (первоначальной или восстановительной с учетом износа), млн руб.
- Тема 10 «Статистика социального развития: численности и состава населения, трудовых ресурсов, уровня жизни» (16 часов, 0,55 зет)
- Статистика численности и состав населения
- Статистика уровня жизни населения
- Тема 11 «Статистика финансов» (18 часов, 0,5 зет)
- 1. Цель.
- 2. Задачи:
- 3.Задание.
- 4. Защита результатов лабораторной работы.
- Вопрос 1
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Список литературы
- А) нормативная литература
- Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-фз "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"//Консультант Плюс.
- Б) основная учебная литература
- В) дополнительная учебная литература
- Глоссарий терминов