logo search
УМКД Статистика

Тема 3 «Сводка и группировка статистических данных№ (18 часов, 0,5 зет)

Понятие сводки статистических данных. Цель и программа сводки. Основные этапы статистической сводки. Способы разработки статистической сводки. Централизованная и децентрализованная сводка.

Группировка статистических данных. Определение и содержание группировок. Задачи группировки. Основные категории группировки: группировочный признак и интервал. Виды интервалов. Принципы выбора группировочного признака. Образование групп и методика расчета интервалов группировки. Определение групп и расчет интервалов.

Виды группировок. Типологическая, структурная и аналитическая группировки. Принципы их построения. Статистические таблицы как инструмент сводки и группировки. Методика разработки макетов таблиц. Основные требования к составлению и оформлению таблиц. Виды таблиц.

Практика применения результатов сводки и группировки в экономическом анализе.

Перечень вопросов, выносимых на лекционное занятие (4 часа):

  1. Понятия, цель и задачи сводки статистических данных.

  2. Группировка статистических данных: задачи, виды, принципы построения.

  3. Статистические таблицы.

Краткий конспект лекции:

В результате статистического наблюдения получают сведения о каждой единице совокупности в отдельности. Чтобы на основе этих данных сделать определенные выводы, необходимо провести сводку полученных материалов, т.е. в узком смысле сводка - это подсчет или подведение итогов.

Однако в более широком смысле под статистической сводкой понимают сложную операцию научной обработки первичных статистических данных, которая включает группировку материала, разработку системы показателей для характеристики типичных групп и подгрупп, подсчет (подведение) итогов по группам и по совокупности в целом и изображение сгруппированных данных в виде статистических таблиц.

Статистическая группировка - расчленение общей совокупности единиц по одному или нескольким существенным признакам на однородные группы, различающиеся между собой в качественном и количественном отношении и позволяющие выделить социально-экономические типы, изучить структуру совокупности или проанализировать связи между отдельными признаками. Группировка проводится только для целей конкретного исследования.

В соответствии с решаемыми задачами все группировки подразделяются на типологические, структурные и аналитические.

1.Расчленение разнородной совокупности на качественные однородные группы, выделение качественно однородных экономических групп или типов общественных явлений осуществляется при помощи типологических группировок.

Таблица 1

Распределение промышленной продукции, произведенной в различных формах хозяйствования за отчетный период

Группы предприятий по формам

хозяйствования

Объем продукции,

млрд. руб.

Процент к итогу

Государственные, с традицион­ными

методами управления

405,0

89,20

Арендные

19,0

4,19

Кооперативные

30,0

6,61

Итого:

454,0

100,00

Приведенные данные характеризуют социально-экономический состав промышленной продукции (выделены типы явления), а также свидетельствуют о возникших в последнее время новых формах хозяйствования.

2.Группировка, цель которой расчленение совокупности единиц на группы, характеризующие структуру по определенным признакам, называется структурной группировкой.

Приведенная в табл. 2 группировка, содержит систему показателей, характеризующих структуру изучаемой совокупности по ряду признаков, а также концентрацию торгово-закупочного процесса, нашедшего свое выражение в укрупнении магазинов по величине товарооборота.

Таблица.2

Группировка торговых предприятий района по объему товарооборота

(в процентах к итогу)

Группы магазинов по объему товарооборота, тыс. р.

Число магазинов

Розничный товарооборот

Торговая площадь

до 1700

21,87

11,22

18,05

1700 - 2000

28,13

19,04

21,38

2000 - 3000

21,87

20,0

19,08

3000 - 4200

15,63

22,23

19,47

свыше 4200

12,5

27,51

22,02

ИТОГО:

100,00

100,00

100,00

3.Группировка, целью которой является установление взаимосвязей между изучаемыми явлениями, называется аналитической. Примером аналитической группировки могут служить данные табл.3.

Таблица 3

Зависимость урожайности зерновых культур от количества внесенных удобрений по группе совхозов

Количество внесенных удобрений, % от нормы

Число совхозов

Средняя урожайность по группе, ц / га

до 30

2

20,2

30 - 50

5

21,8

50 - 80

8

25,6

80 - 100

14

30,3

ИТОГО

29

26,8

Данные показывают, что увеличение количества внесенных удобрений (факторный признак) приводит при прочих равных условиях к повышению урожайности (результативный признак).

Признаки в статистике - это свойства, характерные черты или особенности явлений, которые можно выразить рядом статистических величин. Признаки, положенные в основание группировки, называются группировочными.

Группировки по одному признаку называются простыми. Когда же для выделения групп берутся два более признака, т. е. группы, образованные по одному признаку, подразделяются на подгруппы по другому, а полученные в результате этого подгруппы подразделяются (каждая в отдельности) еще на подгруппы и т. д., то такие группировки называются комбинационными.

Различают четыре вида группировочных признаков: атрибутивные, количественные, признаки пространства и признаки времени.

Атрибутивным называется признак, который характеризует свойство, качество данного явления и не имеет количественного выражения. При группировке по атрибутивным (качественным) признакам статистическая совокупность разбивается на столько групп, сколько разновидностей имеет признак (по полу - на две группы, по национальному составу - на столько групп, сколько имеется национальностей и т.д.).

Разновидностью атрибутивных признаков являются альтернативные, т.е. такие признаки, которыми одни единицы совокупности обладают, а другие - нет. Например, одни работники имеют высшее образование, а другие не имеют и т. д.

Количественным называется признак, характеризующий размеры, величину изучаемой совокупности и дающий возможность расчленить её на группы по величине индивидуальных значений группировочного признака.

Признак пространства - это адресный признак (адрес предприятия и пр.). Группировки по признаку пространства применяются для изучения пространственных (географических) закономерностей.

Признак времени позволяет установить хронологию событий, и его применяют для изучения изменений явлений во времени.

Признаки бывают первичные и вторичные. Первичные признаки характеризуют абсолютные размеры изучаемых явлений (например, численность рабочих), вторичные являются производными от первичных и показывают структуру группируемых явлений (фондовооруженность, себестоимость и т. д.).

Примерные тесты по типам

1. Закрытые тесты с одним правильным ответом- необходимо выбрать из предложенных вариантов только один правильный ответ.

Например: Распределение неоднородной совокупности на качественно однородные группы осуществляется с помощью группировки:

  1. типологической;

  2. структурной;

  3. аналитической;

  4. атрибутивной.

2. Закрытые тесты с двумя и более правильными ответами -необходимо выбрать не менее двух правильных ответов из предложенных вариантов.

Например: Какие из указанных ниже признаков являются атрибутивными:

  1. возраст человека;

  2. национальность;

  3. балл успеваемости;

  4. доход сотрудника фирмы;

  5. форма собственности;

  6. квалификационный разряд рабочего.

3. Закрытые тесты на нахождение соответствия- в каждом варианте ответа необходимо проставить идентификатор соответствующего ему понятия или описания.

Например: Найдите соответствие между видами статистической группировки и конкретными примерами:

1

типологическая

группировка банков по размеру процентной ставки и сумме выданных кредитов

2

структурная

группировка предприятий общественного питания по форме собственности

3

аналитическая

группировка предприятий города по доле в товарообороте (%)

4. Закрытые тесты на нахождение последовательности–предложенные варианты понятий, категорий, действий требуется разместить в оговоренной в условии теста последовательности.

Например: Расположите операции по составлению типологической группировки в нужном порядке:

1

Расчет группировочного интервала

2

Составление макета статистической таблицы

3

Определение числа групп

4

Расчет объемных групповых значений факторного и результативного признаков

5

Распределение единиц совокупности в полученные группы

  1. Открытые тесты, в которых отсутствуют варианты правильных ответов –необходимо самостоятельно дать правильный вариант ответа.

Например: Группировка молокозаводов региона по объемам переработки молока характеризуется такими данными:

Объем переработанного молока за год, тыс. т

Количество заводов

Прибыль на 1 т. переработанного молока, ден. ед.

До 30

17

7.3

30-50

13

10,1

50 и более

4

12,3

Итого

34

9,8

С точки зрения классификации по решаемым задачам это группировка – ______________.

Критерии оценки тестов – см. критерии, предложенные в теме 1.

Комплект разноуровневых задач (заданий)

1. В результате статистического наблюдения получены данные о величине основного и оборотного капитала, а также прибыли по группе предприятий.

Основной капитал, млн. руб.

Оборотный капитал, млн. руб.

Прибыль, млн. руб.

Основной капитал, млн. руб.

Оборотный капитал, млн. руб.

Прибыль, млн. руб.

1

1790

634

127

14

5600

836

210

2

1480

536

86

15

3750

739

169

3

4360

726

184

16

4250

846

215

4

1770

510

82

17

3400

934

264

5

1990

656

137

18

6600

927

241

6

800

547

110

19

7050

851

235

7

5710

809

193

20

3760

678

167

8

4340

732

190

21

6600

832

275

9

3800

807

184

22

4900

748

157

10

4200

766

189

23

5600

717

164

11

1700

664

135

24

8140

944

314

12

3600

751

175

25

6700

959

286

13

3000

556

115

Выполните группировку первичного массива данных по величине факторного признака, выделив мелкие, средние и крупные предприятия. Сформулируйте выводы о различии предприятий по группам и о наличии (отсутствии) связи между величиной факторного и результативного признака.

2. По промышленным предприятиям города имеются следующие данные за отчетный год:

предприятия

Объем продукции, млн. руб.

Фонд заработной платы, млн. руб.

предприятия

Объем продукции, млн. руб.

Фонд заработной платы, млн. руб.

1

124,8

19,8

9

110,0

17,7

2

256,0

38,4

10

256,3

40,9

3

190,7

31,3

11

187,5

30,7

4

185,0

31,4

12

140,8

23,2

5

403,2

56,4

13

167,3

27,0

6

115,0

19,6

14

208,2

32,2

7

106,5

17,2

15

135,4

21,9

8

350,0

49,7

16

370,2

51,8

Сгруппируйте предприятия по объему выработанной продукции, выделив три группы (интервалы группировки разработать самостоятельно). Построить типологическую, структурную и аналитическую группировки, определить взаимосвязь между объемом выпущенной продукции и фондом заработной платы. Решение оформить в виде таблиц. Сформулировать вывод.

3. По отдельным бригадам строительной организации имеются следующие данные за август:

Показатель

Номер бригады

1

2

3

4

5

6

7

8

Объем работ, тыс. руб.

409,6

648,0

670,0

504,0

734.4

886,4

360,0

952,0

Численность рабочих, чел.

16

24

25

21

27

32

15

33

Произвести группировки бригад по численности рабочих, выделив три группы с равными интервалами. Сформулировать вывод относительно зависимости объема работ от числа рабочих.

Критерии оценки

Критерии

Оценка

Зачет

все задачи решены, сделаны выводы по каждой из задач

Отлично

Зачтено

задачи решены верно, нет выводов по каждой из них

Хорошо

2 задачи из 3 предложенных решены правильно, нет выводов по решенным задачам

Удовлетворительно

задачи не решены

Неудовлетворительно

Не зачтено

.

Задания для выполнения лабораторной работы.

  1. Цель.

Развитие навыков сводки и группировки статистической информации и составления группировочных таблиц.