Статистика уровня жизни населения
Международная статистика УЖ стала активно развиваться с конца 50-х годов. До этого об УЖ судили по отдельным показателям, например, индексу реальной заработной платы (индексу номинальной заработной платы, деленному на индекс цен), индексам прожиточного минимума и стоимости жизни (ИПЦ на товары и услуги определенного набора) и т.д. В 1960 г. рабочей группой ООН был подготовлен доклад о принципах определения и измерения УЖ в международном масштабе. Это была первая попытка создания системы показателей УЖ. Последний вариант этой системы включает 12 основных групп показателей:
1) рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения;
2) санитарно-гигиенические условия жизни:
3) потребление продовольственных товаров;
4) жилищные условия;
5) образование и культура;
6) условия труда и занятость;
7) доходы и расходы населения;
8) стоимость жизни и потребительские цены;
9) транспортные средства;
10) организация отдыха;
11) социальное обеспечение;
12) свобода человека. В самостоятельный раздел были выделены информационные показатели, необходимые для оценки УЖ, но не являющиеся, по мнению экспертов ООН, непосредственными его характеристиками. Сюда отнесены следующие показатели: национальный доход и ВВП в среднем на душу населения; объем и виды социального обслуживания; расходы на личное потребление населения и их структура; плотность населения; транспортное обслуживание; работа средств связи; печать и др. Нередко показатели УЖ населения входят в более общие системы социальных показателей. Таковой является система социальных показателей США, состоящая из 13 разделов и включающая УЖ. Особой дробностью отличается система социальных показателей Франции. В ней выделены 4 группы показателей:
1) численность и состав населения, трудовых ресурсов и условия труда;
2) распределение, перераспределение и использование доходов;
3) условия жизнедеятельности;
4) социальные стороны уровня жизни населения.
Можно назвать и другие системы показателей, в частности систему показателей социальной и демографической статистики, разработанную Статистическим бюро (ныне отделом) ООН в 1975 г., систему социальных показателей Организации экономического сотрудничества и развития (1979 г.), минимальный набор показателей социальной статистики Статистической комиссии ООН (1997 г.), модельный набор социальных индикаторов УЖ Статкомитета СНГ (1997 г.) и др.
Примерные тесты по типам
Закрытые тесты с одним правильным ответом- необходимо выбрать из предложенных вариантов только один правильный ответ.
Например: Экономически активное население – это:
занятое население;
учащиеся с отрывом от производства и лица, занятые в домашнем хозяйстве;
население, занятое в народном хозяйстве, плюс безработные, плюс учащиеся с отрывом от производства и лица, занятые в домашнем хозяйстве;
население, занятое в народном хозяйстве, и безработные.
Закрытые тесты с двумя и более правильными ответами -необходимо выбрать не менее двух правильных ответов из предложенных вариантов.
Например: По каким из нижеперечисленных обязательных условий трудоспособные лица могут быть отнесены к безработным:
не имеющие работу (доходного занятия);
студенты, учащиеся дневной формы обучения;
лица, готовые приступить к работе;
лица, занятые в домашнем хозяйстве;
лица, занимающиеся активным поиском работы;
лица, выполняющие работу без оплаты на семейном предприятии.
Закрытые тесты на нахождение соответствия- в каждом варианте ответа необходимо проставить идентификатор соответствующего ему понятия или описания.
Например: отметьте соотношение порядка и сроков уплаты государственной пошлины:
1 | Коэффициент жизненности | Отношение естественного оборота к естественной убыли населения |
2 | Коэффициент естественного оборота | Отношение числа родившихся к числу умерших |
3 | Коэффициент эффективности воспроизводства | Отношение суммы родившихся и умерших к среднегодовой численности населения |
Закрытые тесты на нахождение последовательности –предложенные варианты понятий, категорий, действий требуется разместить в оговоренной в условии теста последовательности.
Например: Расположите указанные категории населения в порядке возрастания их численности в РФ.
1 | Экономически активное население |
2 | Безработные |
3 | Трудовые ресурсы |
4 | Трудоспособное население |
5 | занятые в экономике |
Открытые тесты, в которых отсутствуют варианты правильных ответов –необходимо самостоятельно дать правильный вариант ответа.
Например: Коэффициент младенческой смертности рассчитывается как отношение ___________.
Критерии оценки тестов: см. критерии, предложенные в теме 1.
Комплект разноуровневых задач (заданий)
1. Имеются следующие данные по России за 2000 год, тыс. чел.:
Численность населения на начало года 146890,1
В течение года:
родилось 1266,8
умерло 2225,3
из них детей до 1 года 19,3
прибыло 359,3
выбыло 145,7
число браков (тыс. ед.) 897,3
число разводов (тыс. ед.) 627,7
Среднегодовая численность женщин в возрасте 15-49 лет 39097,1
Определите:
численность населения на конец года;
среднегодовую численность населения;
коэффициенты естественного движения населения - рождаемости, смертности, естественного прироста (убыли), оборота, эффективности воспроизводства, жизненности населения, коэффициент фертильности (специальный коэффициент рождаемости);
коэффициенты миграционного движения – прибытия, выбытия, механического прироста, интенсивности миграционного оборота, эффективности миграции.
2. Имеются следующие условные данные по области, тыс. чел.:
На начало года: |
|
– численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте (ТТВнг) | 1000 |
– численность работающих лиц за пределами трудоспособного возраста (ТвнеТВнг) | 32 |
В течение года: |
|
– вступило в трудоспособный возраст трудоспособного населения | 38 |
– вовлечено для работы в отраслях экономики лиц пенсионного возраста | 8 |
– прибыло из других областей трудоспособного населения в трудоспособном возрасте | 30 |
– выбыло из состава трудовых ресурсов (в связи с переходом в пенсионный возраст, инвалидность, вследствие смерти и т.д.) трудоспособного населения | 20 |
– выбыло из состава трудовых ресурсов подростков | 6 |
– выбыло трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в другие области | 12 |
Определите:
1) численность трудовых ресурсов на начало года (ТНГ);
2) на конец года:
а) численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте (ТТВкг);
б) численность работающих лиц, находящихся за пределами трудоспособного возраста (ТвнеТВкг);
в) численность трудовых ресурсов (Ткг);
3) среднегодовую численность трудовых ресурсов;
4) коэффициенты естественного, механического и общего движения трудовых ресурсов;
5) перспективную численность трудовых ресурсов на предстоящие 3 года, при условии, что коэффициент общего движения трудовых ресурсов будет ежегодно уменьшаться на 1%0.
3. Имеются следующие данные по предприятию:
Показатель | Базисный период | Отчетный период |
Среднесписочная численность работающих (), чел. | 3200 | 3926 |
Произведенная продукция (выручка – Q), тыс. руб. | 42400 | 53000 |
Фонд заработной платы (F), тыс. руб. | 35200 | 39072 |
Определите влияние экстенсивного и интенсивного факторов на изменение: 1) выручки; 2) фонда заработной платы.
Критерии оценки – см. критерии, предложенные в теме 2.
Тематика, выносимая на самостоятельное изучение (в объеме 10 часов): самостоятельное решение задач по вариантам на основе раздаточного материала, аналогичных приведенным в теме 10.
Критерии оценки
Критерии | Оценка | Зачет |
все задачи решены, сделаны выводы по каждой из задач | Отлично | Зачтено |
задачи решены верно, нет выводов по каждой из них | Хорошо | |
не все задачи решены правильно, нет выводов по решенным задачам | Удовлетворительно | |
задачи не решены | Неудовлетворительно | Не зачтено |
- Учебно-методический комплекс дисциплины
- Тема 2 «Методика проведения экономико-статистического исследования. Статистическое наблюдение» (16 часов, 0,44 зет)
- 2. Задачи:
- 3.Задание.
- 4. Защита результатов лабораторной работы.
- Тема 3 «Сводка и группировка статистических данных№ (18 часов, 0,5 зет)
- 2. Задачи:
- 3.Задание.
- 4. Защита результатов лабораторной работы.
- Тема 4 «Метод обобщений» (18 часов 0,5 зет)
- 1. Цель.
- 2. Задачи:
- 3.Задание.
- 4. Защита результатов лабораторной работы.
- Тема 5 «Ряды динамики и их анализ» (16 часов, 0,44 зет)
- 1. Цель.
- 2. Задачи:
- 3.Задание.
- 4. Защита результатов лабораторной работы.
- Тема 5» Индексный метод» (15 часов, 0,42 зет)
- Индексы количественных показателей
- Индивидуальный индекс стоимости продукции:
- Индексы качественных показателей
- Iпокуп.Спос. – 1 : Ip
- Тема 7. «Ряды распределения. Выборочный метод. Корреляция и регрессия» (13 часов, 0,36 зет)
- Ряды распределения: сущность, виды, элементы.
- Общие сведения о выборочном наблюдении
- Виды и схемы отбора
- Определение средних и предельных ошибок при различных видах отбора
- Виды и формы взаимосвязи между явлениями
- Основные приемы изучения взаимосвязей
- Корреляционный анализ
- Вариант 1
- Тема 8 «Система национального счетоводства (снс)» (18 часов, 0,5 зет)
- Основные категории, определения и принципы построения системы национальных счетов
- Классификация счетов
- Тема 9 «Статистика национального богатства» (16 часов, 0,44 зет)
- Баланс основных фондов по полной (первоначальной или восстановительной) стоимости, млн руб.
- Баланс основных фондов по остаточной стоимости (первоначальной или восстановительной с учетом износа), млн руб.
- Тема 10 «Статистика социального развития: численности и состава населения, трудовых ресурсов, уровня жизни» (16 часов, 0,55 зет)
- Статистика численности и состав населения
- Статистика уровня жизни населения
- Тема 11 «Статистика финансов» (18 часов, 0,5 зет)
- 1. Цель.
- 2. Задачи:
- 3.Задание.
- 4. Защита результатов лабораторной работы.
- Вопрос 1
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Список литературы
- А) нормативная литература
- Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-фз "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"//Консультант Плюс.
- Б) основная учебная литература
- В) дополнительная учебная литература
- Глоссарий терминов