Введение
тригонометрия функция линейный уравнение
Тригонометрия, как и всякая научная дисциплина, возникла из практической деятельности человечества. Ёще в древнем мире потребности астрономии, мореплавания, землемерия, архитектуры привели к необходимости решать задачи на соотношение между углами и сторонами в треугольнике.
Само название «тригонометрия» греческого происхождения, в переводе на русский язык означает «измерение треугольников»: фсйщнпн (тригонон) - треугольник, мефсещ (метрейн) - измерение.
Содержание тригонометрии представляется состоящим из трёх частей.
В школе тригонометрический материал впервые появляется в курсе планиметрии. С помощью тригонометрии решаются плоские треугольники. Тригонометрические соотношения получают названия «синус», «тангенс» и т.д.
На втором этапе соотношения тригонометрии определяются с помощью окружности. Хотя они по-прежнему определяются как функции углов, но эти углы уже произвольно велики, их меры выражаются в радианах. Рассматриваются основные тригонометрические формулы, формулы сложения и их следствия. И весь этот материал предстаёт перед учащимися уже как часть алгебры, а не геометрии, как прежде.
Третье обличие принимает тригонометрия, когда она появляется в системе начал анализа. Здесь идёт речь о тригонометрических функциях, об их структуре, свойствах и приложениях.
Такое распределение материала вызывает свои методические трудности. Элементы тригонометрических знаний в ходе преподавания могут оказаться разделёнными или же слабо связанными. Чтобы найти эффективные методические приёмы, позволяющие сохранить единство тригонометрических познаний и возможность широкого их истолкования, учителю математики необходимо знать историю формирования этого раздела математики, ведь в процессе обучения ребёнок проходит все те же этапы, что и всё человечество при формировании самой науки. В связи с этим история возникновения тригонометрической науки представляет несомненный интерес. К этому вопросу неоднократно возвращались в своих работах Г.И.Глейзер [1], Г.П.Матвиевская [3], К.А.Рыбников [4] и др.
Поэтому одна из целей данной работы - дать исторический обзор формирования тригонометрии как науки. Кроме того рассматриваются различные способы введения понятия тригонометрических функций.
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:
• Анализ имеющейся литературы по истории тригонометрии;
• Анализ школьных учебников М. И. Башмакова и А. Г. Мордковича;
• Анализ различных подходов к определению тригонометрических функций.
Практическая ценность материала, содержащегося в работе, состоит в том, что он может быть использован при изучении тригонометрии в школе, а также при изложении методики изучения этого раздела в педагогическом вузе.
В своей работе мы ограничились рассмотрением вопросов, касающихся, в основном, плоской тригонометрии.
- Введение
- Глава 1. Из истории тригонометрии
- 1.1 3арождение тригонометрии
- 1.2 Тригонометрия в Древнем Мире
- 1.2.1 Греческая тригонометрия
- 1.2.2 Индийская тригонометрия
- 1.3 Развитие тригонометрии в Средневековье
- 1.3.1Тригонометрия на Ближнем и Среднем Востоке. Плоская тригонометрия
- 1.3.2 Тригонометрия в трудах европейских учёных
- 1.4 Развитие тригонометрии в работах европейских учёных XVIII-XIX веков
- Глава 2. Различные подходы к введению тригонометрических функций
- 2.1 Введение тригонометрических функций на уроках алгебры и начал анализа по учебнику А. Г. Мордковича
- 2.1.1 Понятие числовой окружности на координатной плоскости
- 2.1.2 Синус, косинус, тангенс, котангенс