§ 2. Моделирование в поиске разных способов решения задач
В современной начальной школе при обучении младших школьников решению задач широкое распространение получает графическое моделирование. В проекте требований к уровню подготовки выпускников начальных классов указано, в частности, что изучение математики должно предоставить возможность изображать на схемах отношения и использовать их при решении текстовых задач (газета «Начальная школа». – 2001. –№ 43. – С. 45). На примере задач из старинных учебников покажем эффективность приема графического моделирования – построение схемы к тексту задачи и преобразование её для поиска пути решения задачи. Хотя для старинных задач и были разработаны методы арифметического их решения (например, Л.Ф. Магницким), основанные на догматически предлагаемых ученикам правилах, таких как: «тройное правило», «фальшивое» или «гадательное» правило, способ решения задач на смещение веществ [59, с. 30-34]. Представляет интерес обучение универсальному методу, владение которым даст возможность ученику самостоятельно решать многие задачи, творчески подходить к решению, а не вспоминать и механически применять (как это было в старину), подходящее к задаче правило ее решения. Вместе с универсальностью приема схематического моделирования на примере старинных задач младшим школьникам можно показать и некоторые приемы «работы» с такой моделью, ее преобразования для поиска решения задачи. Остановимся на некоторых из них, наиболее приемлемых для начального изучения математики и подготавливающих ученика к осмыслению алгебраического метода решения задач составлением уравнений.
Покажем возможности графического моделирования при обучении учащихся 3-го или 4-го класса приему «уравнивания», обеспечивающему поиск решения задач разными арифметическими способами. Эта методика апробирована в Раевской гимназии, в гимназии № 1 и лицее № 6 г. Мелеуза, в гимназиях № 1 и № 2 г. Стерлитамака и других образовательных учреждениях.
Начнем с приема уравнивания. Он эффективен при решении задач, в которых речь идет о известном целом, состоящем из нескольких неравных частей и указывается «разница» между частями. Для создания условий самостоятельному «открытию» учениками приема преобразования модели и применения его в изменяющихся условиях важен подбор постепенно усложняющихся задач с таким сюжетом, который, будучи основанным на жизненном опыте детей, «подсказывал» бы им решение. Для примера возьмем задачу «на дележ денег» аналогичную задаче № 1 из § 1 второй главы (см. с. 74).
Задача 1. У брата и сестры вместе 30 рублей. Сколько денег у каждого, если у брата на 8 рублей больше, чем у сестры?
К таким задачам возможны два варианта модели. Обсудив с детьми преимущества и недостатки каждой из них для дальнейшей работы над такими задачами лучше выбрать первую модель-схему.
Рис. 2
Чтобы подвести учеников к выбору более удобной для показа решения модели и помочь им «выйти» на один из возможных способов решения задачи о разделе денег между братом и сестрой, можно предложить вспомогательную задачу: «У тебя в двух карманах лежат деньги, причем, в одном из них – на 10 рублей больше, чем в другом. Что нужно сделать, чтобы денег в карманах стало поровну?».
– Покажите на схеме, как были разложены деньги. Как удобнее расположить отрезки? (Один под другим, тогда сразу видно, что денег не поровну, что на 10 рублей разница.)
Рис. 3
– Покажем на схеме, как можно сделать так, чтобы денег в карманах стало поровну? Как уравнять отрезки? (Надо 10 разделить на две равные части – монеты по 5 рублей. Одну монету в 5 рублей оставить, а вторую переложить в другой карман.)
Теперь можно вернуться к предыдущей задаче, чтобы сравнить две ее модели–схемы. В результате обсуждения выясняем, что на первой схеме хорошо видно разницу в 8 рублей, сумма 30 рублей показана фигурной скобкой. На второй схеме лучше показана сумма – целое 30 рублей, но одинаковые отрезки («столько же») на глаз трудно определить, надо проверять циркулем. Сравнив обе схемы со схемой к задаче об уравнивании денег приходим к мнению:
– Будем работать с той моделью, на которой хорошо видно разницу и одинаковые части.
Учитель делает установку: надо найти три способа решения. При затруднении ученикам предлагаются для анализа выражения, которые нужно соотнести со схемой, преобразовать её в соответствии с каждым выражением и подумать: может ли данное выражение быть началом решения. В ходе обсуждения ученики трижды преобразовывают модель задачи и «выходят» на три способа ее решения.
Рис. 4
Если бы брат отдал кому-нибудь 8 рублей, то у него стало бы денег столько же, сколько у сестры, а у них двоих стало бы на 8 рублей меньше: 30 – 8 | Если бы сестре кто-нибудь дал еще 8 рублей, то у нее стало бы денег столько же, сколько и у брата, а у них двоих стало бы на 8 рублей больше: 30 + 8 | Если бы брат с сестрой сначала разделили деньги поровну (30:2), тогда, чтобы у брата стало на 8 рублей больше, сестре надо отдать ему своих 4 рубля |
После такой подготовительной работы ученики могут самостоятельно закончить решение. Уточняется:
– Зачем убирали из 30-ти 8 или добавляли 8 к 30? (Мы старались получить равные части.)
– Как мы получали равные части? (Убирали лишнее или добавляли недостающее и получали две равные части.)
– Опираясь на две первые схемы, постарайтесь решить задачу двумя способами. Дети находят и объясняют такие решения:
1 способ: | 2 способ: |
1) 30-8=22 (р.) – станет всего, 2) 33:2=11 (р.) – у сестры, 3) 11+8=19 (р.) – у брата. | 1) 30+8=38 (р.) – станет всего, 2) 38:2=19 (р.) – у брата, 3) 19-8=11 (р.) – у сестры. |
– Я начала решать третьим способом так: 30 : 2 = 15 (р.). Что означает число 15? (По 15 рублей было бы у брата и у сестры, если бы деньги разделили поровну.)
– Продолжите решение по третьей модели.
Ученики могут предложить еще 2 действия, не объяснив, откуда взялось число 4. В этом случае следует обратить внимание на то, что в условии задачи дано число 8, а не число 4 и что надо доказать, откуда «взяли» число 4.
8 : 2 = 4 (р.) – сестра отдаст брату, чтобы у него денег стало на 8 рублей больше.
15 – 4 = 11 (р.) – останется у сестры, когда она отдаст 4 рубля брату.
15 + 4 = 19 (р.) – станет у брата.
– Как проверить последнее решение? (Из 19 вычесть 11, получится разница 8 рублей. К 19 прибавить 11 получится 30 рублей всего. Ответы 11 и 19 соответствуют условию задачи.)
– Подытожим. Охарактеризуем каждый способ решения. Что в них общего?
– Мы старались уравнять в первом случае по меньшей части, для чего большую уменьшили на 8 и целое 30 уменьшили на столько же. Во втором случае уравнивали по большей части, увеличив меньшую часть и целое 30 на 8. В третьем случае сразу разделили целое 30 на две равные части, а потом сделали их неравными с разницей в 8 рублей.
Уточнив особенности каждого из трех способов решения задачи о распределении целого на неравные части приемом предварительного их уравнивания, ученикам можно предложить задачу, усложненную по отношению к только что решенной, чтобы создать возможность применению «открытого» учениками приема в новой ситуации.
– Поработаем над старинной задачей. Она взята из книги, изданной ещё в XVIII веке. Её решают дети на протяжении двухста лет. Давным-давно для решения пользовались только рассуждениями. Я надеюсь, что и вы тоже справитесь со старинной задачей. Облегчит поиск решения модель-схема.
Задача 2. Разделить 46 рублей на 8 частей так, чтобы каждая часть была больше предыдущей на полтинник.
– Что такое полтинник, половина чего?
– Это 50 копеек или половина рубля.
– Получается, что в старину рубль называли ещё и тинном. Построите модель. Порассуждайте.
Рис. 5
При обсуждении результатов самостоятельной работы выясняется закономерность: число полтинников увеличивается с каждой частью на 1, но по сравнению с номером части число «лишних» полтинников на 1 меньше. Можно не показывать на каждой части число полтинников, а по её номеру догадаться, на сколько полтинников она больше, чем первая часть. Ученики предлагают уравнять по 1-й части. По-разному подсчитывают число всех лишних полтинников и лишних денег в рублях, вычитают это из 46 рублей и узнают, сколько рублей приходится на 8 частей:
– По 50 копеек надо повторить 28 раз (нашел по модели пересчитыванием).
– А я считал сразу рубли, т.е. по 2 полтинника, получилось 14 рублей.
– Запишите выражение, показывающее число «лишних» полтинников. Подумайте, как легче найти его значение. Проверим, что у вас получилось. (1+2+3+4+5+6+7. Легче вычислять так: 1 и 7, 2 и 6, 3 и 5 – это 8, теперь надо по 8 взять 3 раза и прибавить к произведению 4, получится 28.)
– Зачем мы подсчитывали число полтинников? Как это поможет продолжить решение? (Можем узнать, сколько «лишних» денег в рублях: 28 разделили на 2, так как в каждом рубле содержится по 2 полтинника. Получается 14 рублей.)
– Зачем нам это число?
– Эти 14 рублей – лишние. Без них части станут равными.
– Продолжите решение сами с опорой на модель. (Учитель работает индивидуально, помогая догадаться затрудняющимся ученикам.)
– Проверяем. Объясните, как продолжили решение.
– Из 46 рублей надо вычесть 14 лишних рублей, остается 32. Эти 32 рубля надо разделить на 8 равных частей, получается 4 рубля. Это первая часть.
– Как определить остальные 7 частей?
– К 4 рублям надо прибавлять по 50 копеек.
– Запишите через запятую все части, сделайте проверку.
– 4 р., 4 р.50 к., 5 р., 5 р.50 к., 6 р.,6 р.50 к., 7 р., 7 р.50 к. Надо сложить и проверить, получится ли 46 рублей.
– Как удобнее это сделать?
– Сначала сложить рубли, а потом копейки.
Обсуждаются и другие способы вычисления суммы. Затем учитель предлагает своё решение, а ученики объясняют идею этого решения (уравнивание по большей части) и смысл каждого действия.
Рис. 6
Главное «увидеть» по модели, что для уравнивания по большей части недостает 28 полтинников. Только сумма будет записана наоборот: 7+6+5+4+3+2+1. Для получения ответа нужно из значения большей части 7р.50к. вычитать по 50к.
Для последующего усложнения в задачу можно ввести три взаимосвязанные величины: цена, количество и стоимость. Сюжетом задачи будет покупка товара с неодинаковой ценой. Ключ к её решению – уравнивание цены.
Задача 3. За 2 ручки и 3 тетради заплатили 38 рублей. Какова цена тетради, если она дороже ручки на 6 рублей?
Модель к задаче строим но аналогии с задачей о распределении денег между братом и сестрой. Ученики находят два способа уравнивания неравных частей.
Рис. 7
Труднее определить то, как изменится стоимость при уравнивании цены товара. Рассуждения детей:
– Если уравнивать по цене ручки – по меньшей части, то на схеме надо 3 раза убрать по 6 рублей. Значит стоимость (38 рублей) уменьшится на 6 рублей три раза.
– Если уравнивать по цене тетради – по большей части, то на схеме нужно 2 раза дорисовать отрезок, соответствующий 6-ти рублям. Поэтому стоимость (38 рублей) увеличится на 6 рублей два раза.
– Выявленные изменения стоимости записываем выражением, и находим новое значение стоимости.
Ученики продолжают самостоятельно решение по схемам и составляют такие выражения:
(38 – 6 · 3) : 5, (38 – 6 · 3) : 5 + 6, (38 + 6 · 2) : 5.
– Сравниваем выражения, проверяем найден ли ответ на вопрос задачи. Находим значение искомого и выделяем рациональный способ решения.
– Почему в каждом случае вы делите на 5, хотя предметов только два вида: ручки и тетради? Может быть как и в предыдущей задаче тоже надо разделить на 2?
– Надо делить на 5 потому, что при уравнивании хоть по большей, хоть по меньшей части получается 5 равных частей. Предметов всего 5: две ручки и три тетради.
– Все ли предложенные вами решения верны? (Первое выражение не дает ответ на вопрос задачи, так как, выполнив действия с числами, найдем меньшую часть – цену ручки, а не тетради. Второе и третье выражения дают ответ на вопрос задачи, вычислив, их значения получим 10 рублей.)
– Какое решение рациональнее? (Конечно же, последнее. Спрашивается про цену тетради. Разделив на 5, находим искомое. По второму выражению после деления на 5 находим цену ручки, а чтобы найти цену тетради, надо ещё прибавить 6.)
– Поработаем над следующей задачей. Прочитайте её, сравните с только что решенной, постройте к ней схему. (Задачи даны как на доске, так и на индивидуальных листах).
Задача 4. За ручку, три тетради, фломастеры и 2 набора красок нужно заплатить 60 рублей. Какова цена каждого из них, если ручка на 6 рублей дешевле тетради. Известно, что тетрадь на 3 рубля дороже красок, но на 2 рубля дешевле фломастеров.
– В данной задаче начало такое же как и в предыдущей. Только ручка – одна, а не две. Хотя и сказано, что ручка дешевле тетради на 6 рублей, но это означает то же самое, что и «тетрадь дороже ручки на 6 рублей».
– Помогут ли ваши рассуждения построить модель задачи?
– Да, начать надо так же, как и раньше, а потом построить отрезок для цены фломастеров и два отрезка для цены красок. Всего 60 рублей.
– Выполните построение, проверяя отношения: больше или меньше и на сколько.
Во время самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь. Для проверки и корректировки он на доске строит модель с ошибками. В результате обсуждения и исправления ошибок учителя получается соответствующая задаче схема.
Рис. 8
– Для решения надо выбрать ту часть, или цену того предмета, по которой будем уравнивать цены остальных предметов.
– Лучше уравнять по цене тетради, так как цены ручки, фломастеров и красок даны в сравнении с ценой тетради.
– А может уравнять по меньшей части – по цене ручки?
– Можно, но ручка одна, а тетради три. Быстрее уравнять по цене тетради.
– Хорошо, остановимся на этом. Обсудим то, как изменится целое при уравнивании. (К цене ручки надо добавить 6 рублей, 60 увеличить на 6. Цену фломастеров надо уменьшить на 2, значит из суммы 60 и 6 надо вычесть 2. Цену красок увеличим на 3. Купили 2 набора, прибавлю по 3 рубля 2 раза.)
– Что получили в процессе и результате уравнивания? Сколько равных частей, каким выражением надо записать измененное целое – стоимость всех предметов? (Подсчитаю части: 1 да 3, да 1, да 2 – всего 7 частей, равных цене тетради.)
– Запишите выражение для целого: 60 + 6 – 2 + 3 · 2. (Получается 70 рублей.)
– Подумайте, что теперь можно узнать? Продолжите решение. Найдите цену каждого из предметов.
Ученики решают самостоятельно. Для проверки учитель вызывает тех, кто решил раньше. Решения обсуждаются фронтально. Находят рациональное. Делают проверку.
1) 70 : 7 = 10 (р.) – цена тетради.
2) 10 – 6 = 4 (р.) – цена ручки.
3) 10 + 2 = 12 (р.) – цена фломастеров.
4) 10 – 3 = 7 (р.) – цена красок.
Проверка: 4 + 10 · 3 + 12 + 7 · 2 = 60 (р.) – всего.
Подводя итог, учитель обращает внимание детей на то, что в последних двух задачах «работают» три взаимосвязанных величины: цена, количество и стоимость, и предлагает составить модель задачи в форме таблицы, в которой в графе «цена» данные числа и отношения между значениями этой величины лучше показать графически, т.е. моделью-схемой.
Предметы | Цена (руб.) | Количество (шт.) | Стоимость (руб.) |
Ручка | 1 | ? | |
Тетради | 3 | ? | |
Фломастеры | 1 | ? | |
Краски | 2 | ? |
– Такая модель поможет вам решить задачу, в которой речь идет не о нескольких предметах, а даже о десятках и сотнях. Тогда как изображать каждый предмет отрезком затруднительно, да в этом и нет необходимости. Теперь нам можно рассмотреть сложную старинную задачу на куплю-продажу.
В зависимости от подготовленности класса к использованию моделей-схем при решении задач можно организовать работу и по-другому: постепенно подвести учеников к сложной старинной задаче через ряд более простых. После решения тремя способами задачи на раздел денег между сестрой и братом учитель раздает ученикам листы с задачами и ставит цель:
– Будем читать последовательно эти задачи, и сравнивать следующую с предыдущей. Прочитайте первую, её сравним с только, что решенной.
Задача 5. За ручку и тетрадь заплатили 14 рублей. Разница в их цене 6 рублей. Какова цена каждого предмета?
– Задача почти такая же, как и про брата и сестру, но только не сказано, что именно дороже.
– Как это отразится на модели?
– Схема будет такая же, но мы не сможем указать, какой отрезок показывает цену ручки, а какой – тетради.
– Сможете ли определить части, из которых состоит целое – 14 рублей. (Да. Нужно из 14 вычесть 6, а полученное число 8 разделить на 2. Узнаем, что 4 – это меньшая часть, цена того, что дешевле. Легко найти и большую часть: 4 да 6 – это 10. Большую часть можно и так найти: из 14 вычесть 4.)
– Эту задачу мы решили. Но почему не смогли дать точный ответ? (В самой задаче не было сказано, что дороже.)
– Прочитайте вторую задачу. Сравните с предыдущей.
Задача 6. Три одинаковых ручки и тетрадь стоят 22 рубля. Тетрадь дороже на 6 рублей. Какова цена ручки?
– В этой задаче точно указано, что тетрадь дороже, чем ручка. (В ней дано три ручки, а не одна.)
– Попробуйте сами построить к ней схему. Уточните для себя: сколько предметов дано, т.е. сколько отрезков начертите; равны ли они между собой.
После самостоятельной работы детей учитель на доске чертит схемы для обсуждения и выбора из них той, которая может соответствовать задаче.
Рис. 9
Ученики выбирают вторую, она соответствует условию задачи. Первая не подходит, так как по этой схеме получается, что ручка дороже тетради или что куплено три ручки, а не три тетради. На доске остаются обе схемы. Вторая схема корректируется, дети вносят в тетрадях исправления и по модели предлагают решение: (22 – 6) : 4 = 4 (р.) – цена ручки.
– Лучше уравнять по меньшей части. Именно это и неизвестно в задаче. Для уравнивания достаточно из целого 22 убрать разницу 6, получается, что на 4 равные части приходится 16 рублей, а на одну часть – 4 рубля (16 разделить на 4). Это цена ручки, т.е. ответ на вопрос задачи.
– Обратите ещё раз внимание на первую схему. Может быть она подойдет к следующей задаче? Читаем её.
Задача 7. Ручка и 3 одинаковые тетради стоят … рублей. Какова цена тетради, если она дороже на 6 рублей.
– Первая схема подходит к этой задаче, но она ведь неполная. Не дано целое, стоимость всех предметов.
– Дополните схему. Сравните новую задачу с предыдущей, в этом помогут модели. Определите, каким должно быть пока не данное нам целое. Сравните его с числом 22 рубля. (Изменилось количество ручек и тетрадей. Две ручки заменили на тетради. Каждая тетрадь дороже на 6 рублей, две – на 12 рублей. По сравнению с решенной задачей, в новой целое должно быть на 12 рублей больше. Увеличу 22 на 12, получу 34 рубля. Это число надо внести в модель.)
– Проверьте, всё ли в задаче и на модели теперь верно?
– Надо бы на схеме указать: ручка, тетради.
– Выполните модель в тетради, опираясь на ту, которая у вас есть для решенной задачи.
У учеников получается новая модель, которую располагают рядом с предыдущей.
Рис. 10
Дети объясняют, что при построении модели заменили два отрезка – ручки на два отрезка – тетради. К цене двух ручек добавили по 6 р., поэтому и целое изменилось, стало 34 рубля.
– Как лучше уравнять части в этой задаче? (Уравняем по неизвестному, по цене тетради, прибавив к целому 34 рубля 6 рублей, получим, что 40 рублей приходится на 4 равные части.)
– Запишите решение задачи выражением, проверьте друг у друга, а я помогу тем, кто затрудняется.
– Читаем следующую задачу и думаем, как изменить вторую из схем, чтобы она соответствовала задаче.
Задача 8. На 34 рубля купили ручку, тетрадь, кисточку и набор красок. Ручка на 6 рублей дешевле тетради, а тетрадь на … рублей дороже кисточки и на столько же дешевле красок. Какова цена красок?
– Каким числом надо дополнить условие? Сначала обсудим как можно изменить вторую схему, чтобы она подошла к новой задаче. (Можно сказать, что из трех тетрадей одну оставили, другую заменили на кисточку, а третью – на краски.)
– Это и покажите на схеме.
К доске выходит ученик и объясняет:
Рис. 11
– Отрезки для ручки и тетради оставляем такими же, как и были. Отрезок для кисточки должен быть короче, чем для тетради, а отрезок для красок на столько же длиннее. Всего – целое – 34 рубля.
– Итак, каким же числом надо дополнить условие задачи и схему, чтобы целое 34 рубля не изменилось?
– На сколько один отрезок уменьшили, на столько же другой увеличили, поэтому можно на схеме записать любое число.
– Какие же числа подойдут, уточните? На сколько можно уменьшать цену тетради? (Можно брать числа меньше цены тетради, т.е. от 1 до 9.)
– Выберите такое число, чтобы цены красок и кисточки были реальными. (Я предлагаю число 7.)
– Запишите на схеме число 7. Обозначьте искомое знаком вопроса. Решим задачу с этим числом. Что возьмем за основу при уравнивании частей? Как изменится целое при этом? (Уравняем по цене тетради, как и в предыдущей задаче. Добавим 6 рублей к цене ручки и 7 рублей к цене кисточки, а из цены красок уберем 7 рублей. Так же изменим и целое: 34 + 6 + 7 – 7 = 40.)
– На сколько равных частей приходится новое значение целого 40 рублей? Продолжите решение сами, затем проверим.
– Пока вы решали, я следила за вашей работой и увидела два разных решения. Записываю их на доске:
(34 + 6 + 7 – 7) : 4 = 10 (р.), (34 + 6 + 7 – 7) : 4 + 7 = 17 (р.).
– Какое из решений верное? (Верно второе, краски стоят 17 рублей. В первом решении найдена только цена тетради. Её ещё надо увеличить на 7, чтобы получить цену красок.)
– Найдите цену остальных предметов.
– Ручка стоит 4рубля (из 10 вычесть 6), а кисточка 3 рубля (10 минус 7).
– Сделайте проверку. (Сумма 4, 10, 3 и 17 равна 34.)
– По модели определите, насколько ручка дешевле красок? (На 6 да 7, на 13 рублей дешевле.)
– Насколько краски дороже кисточки? (На 7 да 7, на 14 рублей дороже.)
– Теперь обсудим другой способ решения задачи, уравниванием по большей части – по цене красок. (К цене ручки надо добавить 13 рублей, а к цене кисточки 14 рублей. Мы это только что нашли. Цену тетради надо увеличить на 7 рублей, по условию она дешевле на 7 рублей, чем краски.)
– Как изменится целое, какой станет стоимость? (К 34 надо прибавить 13, 14 и 7, т.е. всего 34, получится 68 рублей приходится на 4 части, равные цене красок.)
– Проверьте, сколько получится. (Конечно же 17, как и в первом способе решения: 68 : 4 = 17.)
– Какой способ для вас легче? (Первый, легче уравнять.)
– Уравнивать можно было бы и по ценам других предметов, но решая задачу способом уравнивания, надо сначала подумать, по какой части легче уравнять остальные. Ещё нам надо разобраться, в том, какие величины «работали» в трех последних задачах.
При затруднении учителю нужно подвести детей к выделению величин и помочь составить таблицу.
– Что означают найденные числа 4 рубля, 10 рублей, 3 рубля, 17 рублей? (Это стоимость одного предмета или цена.)
– Число 34 рубля также означает цену? (34 рубля стоят все предметы. Это стоимость.)
– Значение какой величины – 3 тетради, 1 ручка? (Это количество.)
– Итак, в решенных задачах «работали» величины цена, количество и стоимость.
– Мы рассмотрим старинную задачу о купле-продаже, для решения которой вам пригодится всё чему вы научились в процессе решения задач о школьных принадлежностях. Но, прежде чем перейти к старинной задаче, составим таблицу к задаче, которую решили сейчас. Изменим значение величины «количество» так: купили 2 тетради и 3 кисточки, тогда значение стоимости станет 50 рублей. Величины мы уже выделили, назовите их и объясните, отношения между значениями какой из этих величин нам помогут показать отрезки? (В задаче речь идет о цене, количестве и стоимости. Отрезками покажем цену и то, на сколько один предмет дороже или дешевле другого.)
– Начертите таблицу, впишите в нее названия величин. Впишите значение величины «количество». Как покажете, что 50 рублей – это стоимость всех предметов?
– Надо поставить фигурную скобку, объединяющую все предметы, а рядом написать 50.
– Чтобы сделать наглядными отношения между значениями величины «цена», мы это покажем отрезками на схеме.
Предмет | Цена (руб.) | Количество (шт.) | Стоимость (руб.) |
Ручка | 1 | ? | |
Тетрадь | 2 | ? | |
Кисточка | 3 | ? | |
Краски
| 1 | ? |
– Составляя таблицу, вы наверно думали: «Зачем она нужна, если схему выполнить быстрее и она занимает меньше места?». Да, для решения предыдущей задачи нам достаточно было схемы, а если покупают не один, два, три, а много предметов, то удобно сочетание схемы и таблицы. Чтобы вы убедились в том, что полезно уметь составлять не только схему, но и таблицу, мы сейчас начнем работать над более сложной задачей. (Учитель раздает листы с текстом старинной задачи).
Задача 9. Какова цена сукна?
Некто купил 64 рулона сукна. Из них 20 рулонов белого сукна, 13 рулонов черного, 5 красного, 19 зеленого, 7 лазоревого и уплатил за них 486 рублей. Цена же их была неравная: за черный рулон он заплатил на 4 рубля больше, чем за белый, за красный – на 3 рубля меньше, чем за черный, за зеленый на 2 рубля меньше, чем за красный, а за лазоревый на 1 рубль больше, чем за зеленый. Сколько денег он платил за каждый рулон?
– Я буду читать задачу, а вы следите по тексту. Прочитайте ещё раз задачу про себя. (Ученики читают.)
– О каком процессе и каких величинах идет речь в задаче?
– О купле-продаже: купец покупал сукно.
– Сравните эту задачу с предыдущей. Она ведь тоже о купле-продаже. (Да, в той задаче тоже говорилось о цене ручки, тетради и других предметов.)
– Значит, к этой задаче, как и к предыдущей для её решения нужно построить схему? (Попытаемся построить схему.)
– Но, прежде чем, это делать, обратите внимание на значения величины количество. Назовите несколько из них.
– Белого сукна 20 рулонов, черного – 13.
– Сколькими отрезками на схеме будете показывать количество и цену белого сукна? (Белого сукна 20 рулонов, значит надо начертить 20 отрезков.)
– А сколько всего отрезков придется строить?
– 64, столько всего рулонов сукна купил купец?
– Представьте объем работы. Удобно ли только отрезками моделировать задачу? Ясно, что 64 отрезка строить долго, надо что-то другое придумать. (Может лучше составить таблицу.)
– Попробуем сделать это. Назовите величины, характеризующие процесс купли-продажи.
– Три величины: цена, количество и стоимость.
– Назовите значения количества.
– 20, 13, 5, 19, 7 и всего – 64 рулона.
– Что известно о стоимости?
– За все сукно уплатили 486 рублей.
– Что сказано о цене? Известна ли цена, хотя бы одного вида сукна? (Сказано, что цена же их была неравная. Дается разница в ценах, но точно никакая цена не дана.)
– На какой модели удобнее показать неравную цену?
– На схеме, отрезками, чтобы разницу было видно.
– Тогда, какую модель задачи будем делать?
– Лучше составить таблицу. В ней числами запишем значения количества и общую стоимость.
– А как быть с ценой? (Цену лучше показать на отрезках. Для каждого вида сукна будем чертить только один отрезок.)
При необходимости ученикам можно задать ещё несколько наводящих вопросов, чтобы подвести их к мысли о целесообразности таблицы и громоздкости схемы.
– Приступаем к моделированию текста задачи. Начертите полосу для названия величин, впишите их: цена, количество рулонов, стоимость. Напишите названия видов сукна по цвету, начиная с белого.
– Теперь будем показывать отрезками цену сукна каждого цвета, читая частями условие задачи, именно то, что сказано о цене. Чтобы точнее показать отношения между значениями цены условимся, что 1 рубль – это клетка.
– Прочитайте о черном сукне. (За черный рулон заплатили на 4 рубля больше, чем за белый.)
– Как это покажите? (Для цены белого сукна выберем какой-то отрезок, например, в 6 клеток или 3 клетки, тогда для цены черного сукна отрезок должен быть длиннее на 4 клетки.)
Аналогично обсуждается цена красного, зеленого и лазоревого сукна. Результаты сначала ученики фиксируют в тетради, затем для корректировки – на доске. В таблицу вписывают значения количества и стоимости. Получается такая модель:
Вид сукна | Цена (руб.) | Количество рулонов (шт.) | Стоимость (руб.) |
Белое | 20 | ? | |
Черное | 13 | ? | |
Красное | 5 | ? | |
Зеленое | 19 | ? | |
Лазоревое | 7 | ? |
– Что в задаче требуется узнать? Как отметить на модели искомое? (Неизвестно сколько денег купец платил за рулон каждого вида сукна.)
– Как вы это понимаете? (Нужно найти цену сукна каждого вида. Значит и вопрос надо поставить в графе цена.)
– Чтобы не загромождать схему, вопросы предлагаю поставить рядом с отрезками. Вы можете как и всегда провести дуги над отрезком и поставить знак вопроса.
– Посмотрите, на схему. Не подскажет ли она прием, которым можно решить задачу? (Можно уравнять цену. Лучше уравнять по цене белого сукна, потому что по чертежу видно, что рулон лазоревого и белого сукна стоит одинаково. Останется уравнять с ним цену ещё трёх сукон.)
– Как это сделать? (Цену черного рулона уменьшить на 4 рубля, а из цены красного убрать 1 рубль.)
– Я согласна, но красное сукно, как я вижу на схеме, дешевле на 3 рубля, а вы предлагаете другое – 1 рубль.
– Разница в цене красного и белого сукна – 1 рубль. Из 4-х вычесть 3, получится 1. Значит красное сукно дороже белого. Это видно и на схеме. (Чтобы уравнять цену зеленого сукна с белым надо добавить 1 рубль, это подсказывает схема.)
– А как доказать? (Мы уже узнали, что красное сукно на 1 рубль дороже белого, когда из 4-х вычли 3. Теперь из 2-х рублей надо вычесть этот 1 рубль, получится тоже 1. Это разница в цене белого и зеленого сукна. Также получилось и на чертеже: зеленоё сукно на 1 рубль дешевле, чем белое.)
– Докажите равенство цен белого и лазоревого сукна.
– В задаче сказано, что за рулон лазоревого сукна купец платил на 1 рубль больше, чем за зеленое. А сейчас мы доказали, что зеленое сукно на 1 рубль дешевле белого. Увеличив цену зеленого сукна на 1, получаем как раз цену белого. На чертеже все так и получилось.
Параллельно с обсуждением рядом со схемой фиксируются результаты поиска: уменьшить на 4 рубля (-4), убрать 1 рубль (-1), добавить 1 рубль (+1).
Вид сукна | Цена (руб.) | Количество рулонов (шт.) | Стоимость (руб.) | |
Белое | 20 | ? | ||
Черное | 13 | ? | ||
Красное | 5 | ? | ||
Зеленое | 19 | ? | ||
Лазоревое | 7 | ? |
Запись решения этой задачи по действиям слишком громоздка, поэтому при решении сочетаем графическое решение – рассуждение по схеме с алгебраическим – составлением выражения и арифметическим – записью по действиям.
– Составим выражение, которое покажет, как изменяется целое – стоимость всего сукна – 486 рублей при уравнивании цен за рулон сукна разных цветов. Сначала объясните, как изменится число 486 при уменьшении цены рулона черного сукна на 4 рубля. Тоже уменьшится на 4 рубля? (Нет, черного сукна было 13 рулонов, поэтому по 4 рубля уменьшать будем 13 раз. Значит из 486 надо вычесть 4 умноженное на 13.)
– Зафиксируем это изменение стоимости в таблице. В строке с данными о красном сукне напишем «4 13».
– Запишите в таблицу изменение стоимости всего сукна, которое произойдет с ней при уравнивании цены красного и зеленого сукна по цене белого. Проверим, что вы записали. Я впишу ваши предложения в таблицу.
– В строку «красное» надо записать минус 1 умножить на 5, а в строку «зеленое» – плюс 1 умножить на 19.
– Все ли согласны, и есть ли другое мнение? (Всё верно. Цену красного сукна уменьшаем на 1 рубль, а таких рулонов 5. Цену зеленого увеличиваем на 1 рубль, рулонов таких 19.)
– Почему же в строке «лазоревое» вы ничего не записали?
– Его цена такая же, как у белого, поэтому не надо изменять стоимость.
Вид сукна | Цена (руб.) | Количество (шт.) | Стоимость (руб.) |
Белое | 20 | ? | |
Черное | 13 | ? -413 | |
Красное | 5 | ? -15 | |
Зеленое | 19 | ? +119 | |
Лазоревое | 7 | ? |
– Запишите в тетрадь выражение, которое показывает изменение целого. Я наблюдала за вашей работой в тетрадях, увидела, что у вас получилось такое выражение (записывает на доску): 486 – 4 13 – 1 15 + 1 19. Многие уже нашли его значение. Какое число получилось? (Получилось 448 рублей.)
– Какой смысл величины 448 рублей?
– Такой была бы стоимость всех рулонов сукна, если бы все они стоили одинаково, как и рулон белого сукна.
– Итак, мы уравняли цену рулонов сукна разного цвета по цене рулона белого. Узнали, каково значение измененного целого – 448 рублей. На сколько же равных частей приходится это число? (Частей столько, сколько и всех рулонов – 64. Это число дано в задаче.)
– Как связаны числа 448 рублей и 64 рулона?
– 448 рублей стоили бы 64 рулона, если бы каждый был куплен по цене белого сукна.
– Что можем узнать по этим числам?
– Узнаем цену белого сукна, когда 448 разделим на 64.
– Запишите это, вычислите цену рулона белого сукна и продолжите решение. Найдите, сколько стоит рулон сукна каждого цвета.
Ученики самостоятельно заканчивают решение. При фронтальной проверке доказывают выбор действия и чисел:
448 : 64 = 7 (р.) – цена белого сукна;
7 + 4 = 11 (р.) – цена черного сукна;
11 – 3 = 8 (р.) – цена красного сукна;
8 – 2 = 6 (р.) – цена зеленого сукна;
6 + 1 = 7 (р.) – цена лазоревого сукна.
– По схеме мы определили, что цена белого и лазоревого сукна одинаковая. А что показали вычисления?
– Цена белого – 7 рублей и лазоревого такая же – 7 рублей. Значит наше решение верно.
– Задачу мы решили. Теперь проведем её исследование. Обратите внимание на значение величины «количество». Число равных частей 64 мы взяли из условия, а нельзя ли было это определить по-другому?
– Можно было сложить числа 20, 13, 5, 19 и 7, чтобы узнать, сколько всего рулонов сукна купил купец.
– Вы проверили это? Проверьте.
– Да, при сложении получается 64.
– Что можно сказать о корректности данных в задаче?
– Одно данное лишнее. Можно было бы число всех рулонов – 64 не включать в условие.
– Да, можно было бы не давать число 64, или число рулонов сукна какого-либо одного цвета, а 64 – указать.
– Если бы не было дано, например, сколько рулонов красного сукна куплено, но дано было всего, как изменилось бы решение задачи? (Нужно было бы найти неизвестное число рулонов красного сукна.)
– Как это число нашли бы? (Из 64 вычли бы сумму чисел 20, 13, 19 и 7.)
– А если бы не было дано число рулонов белого сукна, то как бы это повлияло на решение задачи? (Нам при решении не понадобилось число рулонов белого сукна.)
– Да, но только потому, что мы уравнивали все цены по цене рулона белого сукна. Можно ли решить задачу по-другому? (Можно попробовать уравнять все цены по цене какого-нибудь другого сукна.)
– Давайте возьмем за основу цену рулона красного сукна, ориентируясь по схеме, сразу составим выражение, показывающее изменение общей стоимости в этом случае. Диктуйте мне, а я запишу выражение на доску. (Из 486 вычесть 3 умноженное на 13, затем прибавить 2 умноженное на 19.)
– Цены какого сукна уравняли? (Черного и зеленого с красным. Осталось белое и лазоревое сукно. Оно куплено по одинаковой цене. Значит лучше сразу вычислить, сколько всего рулонов куплено по такой цене: 20 и 7, всего 27. А цена этого сукна на 1 рубль меньше, чем красного.)
– Дополните выражение. (Ещё нужно прибавить 1, умноженное на 27, а всё, что записано взять в скобки и разделить на 64.)
– Составили выражение: (486 – 3 13 + 2 19 + 1 27) : 64. Найдите его значение. Что должно получиться? (Цена рулона красного сукна.)
– Запишите в тетрадь, вычислите, проверьте, верно ли рассуждаете.
После выполнения детьми вычислений и проверки (соотнесли полученное число 8 с первым решением) поводится итог. Ученики отвечают на вопросы.
– Почему выбрали такую модель – сочетание таблицы со схемой? Каким приемом решили задачу? Скольки способами решили задачу? Можно ли решить ее ещё и другими, сколько их? (Ещё хотя бы два – уравнивание по цене черного или зеленого сукна).
Учитель обращает внимание на то, что для укорачивания записи решения его часть выполнялась по схеме (геометрическое или графическое решение), часть – записана выражением (алгебраический метод), а закончили запись решения по действиям – арифметически.
Отметим, что схемы-модели ко всем предложенным выше задачам выполнялись по методике, реализованной в учебниках математики Н.Б. Истоминой. Если бы взяли за основу формальный характер схем Л.Г. Петерсон, то вывести младших школьников на решение задач таким приемом вряд ли удалось бы. Разъясним это на примере ещё одной задачи.
Задача 10. Набор гелевых ручек и фломастеры вместе стоят 22 рубля. Сколько стоят ручки, если при уменьшении их цены сначала на 1 рубль, а затем в 6 раз получится цена фломастеров.
По Н. Истоминой: По Л.Г. Петерсон:
Рис. 12
Если первый шаг в решении – уменьшение целого 22 рубля на 1 ещё как-то можно объяснить и по схеме Л.Г. Петерсон, то последующее деление 21 рубля на 7 обосновать по её схеме весьма затруднительно.
На схеме Н.Б. Истоминой дети видят 7 равных частей и сами предлагают второе действие решения, составляют выражение (22-1):7 для определения меньшей части – цены фломастеров. Затем для ответа на вопрос либо дополняют составленное выражение, либо продолжают решать по действиям:
22 – 1 = 21 (р.) – уменьшенная 3 6 = 18 (р.);
стоимость;
21 : 7 – 3 (р.) – цена фломастеров; 18 + 1 = 19 (р.) – цена ручек.
В учебниках Л.Г. Петерсон используется и ещё более формализованные схемы, подводящие детей к решению задачи составлением уравнения. Но всегда ли составленное к задаче уравнение младший школьник сможет решить?
Вернемся к задаче о сукне. Составим к ней уравнений, приняв за х цену рулона белого сукна:
х 20 + (х + 4) 13 + (х + 1) 5 + (х – 1) 19 + х 7 = 486
Основываясь на аккуратно построенной схеме (по Н.Б. Истоминой), показывающей отношения между ценой, можно составить уравнение, для решения которого дети должны знать приемы его равносильного преобразования и упрощения. Последнее в начальной школе, как правило, не изучается. Однако, не решив уравнение, не решить и задачу.
Следовательно, предлагаемый Н.Б. Истоминой способ моделирования – построения схем с точным отражением отношений и связей между данными и искомыми дает больше возможностей младшим школьникам в решении задач, причем, разными способами. Не смотря на конкретность в отражении отношений, этот способ построения схем является наиболее приемлемым. Приведем другой вариант схемы по Л.Г. Петерсон (для примера возьмем задачу 10).
Рис. 13
Составленные к задаче с помощью схем уравнения (х – 1) : 6 + х = 22 или х + х 6 + 1 = 22 вообще-то выходят за рамки начальной школы. Правда, дети, обучающиеся по этому курсу, перегруженному материалом, обычно изучаемым в 5–6-х и более старших классах (например, алгоритмы), учатся составлять уравнения к задачам с первого класса. Они вынуждены, не всегда осмысленно, учиться решать и усложненные для начальных классов уравнения.
Для решения первого нужно обе части уравнения умножить на 6 (применение свойства равенств), затем использовать распределительный закон умножения, чтобы «подсчитать сколько всего иксов». Только после таких преобразований получится уравнение, изучаемое в курсе Л.Г. Петерсон х 7 – 1 = 22 или х 7 + 1 = 22.
Излишняя формализация в решении задач младшими школьниками, как показали наблюдения и эксперимент, приводят к тому, что они «не видят» легкого очевидного решения весьма простых задач для детей обучающихся по курсу Н.Б. Истоминой. Например:
Задача 11. За ручку и тетрадь уплатили 12 рублей. Сколько стоит ручка, если она в три раза дешевле, чем тетрадь?
Ученики построили такие модели.
Рис. 14
Требование экспериментатора показать отношение в три раза больше без слов, только схемой выполнили всего-то несколько учеников, и то не сразу.
Рис. 15
Соответственно, только они и смогли решить задачу без уравнения, одним действием, разделив 12 на 4 равные части. Остальные ученики составляли уравнение: х + х 3 = 12.
Таким образом, действенность моделей-схем, их «помощь» в поиске решения зависит от того, как составлена модель, насколько конкретно, понятно она представляет «работающие» в задаче понятие и связи между ними. К некоторым задачам удобно составлять комплексную модель, сочетающую таблицу и графическую схему.
- Глава I. Применение современных технологий при обучении младших школьников решению задач
- § 1. Обучение различным методам и способам решения задач
- § 2. Моделирование в поиске разных способов решения задач
- § 3. Сочетание разных методов при решении задач с пропорциональными величинами
- § 4. Приемы организации работы младших школьников над задачами нового вида
- 1. Подготовительная работа
- 2. Ознакомление с текстом задачи и его анализ
- 3. Работа с моделью задачи для осмысления
- 4. Поиск пути решения задачи
- 5. Составление плана и решение задачи
- 6. Запись решения и проверка
- 7. Работа над задачей после ее решения