1. Подготовительная работа
Дается задача с недостающими данными на зависимость между величинами.
Из Стерлитамака в Уфу отправился грузовик со скоростью 30 км/ч. найдите расстояние между Стерлитамаком и Уфой.
– Можем ли мы решить задачу? (Нет, не хватит данных.)
– Как нужно дополнить условие задачи, чтобы ее можно было решить? (Нам необходимо знать время.)
На доске вывешивается табличка с формулой:
| S = v t |
|
Составляется модель задачи в форме таблицы.
– Названия, каких величин нужно вписать в таблицу? (Скорость, время, расстояние.)
Скорость V | Время t | Расстояние S |
30 км/ч | 4 часа | ? (120 км) |
60 км/ч | ? (2 часа) | 120 км |
? (120 км/ч) | 1 час | 120 км |
– Скорость известна? (Да 30 км/ч.)
– Время известно? (Да, 4 часа.)
– Что нужно найти? (Расстояние.)
– Как найдем? (S = v t, S = 30 4 = 120 км.)
Число 120 км записываются рядом со знаком «?» в графе «Расстояние».
– Если скорость увеличится в два раза, то, сколько времени понадобится грузовику на этот же путь? (120 : 60 = 2 часа.)
– Докажите правильность решения. (Дети показывают таблички с формулой t = S : v.)
– Запишите 2 часа в таблицу.
– Если время уменьшить в два раза то, с какой скоростью должен ехать грузовик? (120 : 1 = 120 км/ч, v = S : t.)
– Ребята, посмотрите, какую закономерность изменения величин можно увидеть из таблицы? (Расстояние одинаково. Если скорость увеличивается в 2 раза, то время уменьшается тоже в 2 раза.)
– Значит, если расстояние не изменяется, то, во сколько раз увеличивается скорость, во столько же раз уменьшается время и, наоборот: во сколько раз скорость уменьшается, во сколько же раз время увеличивается.
- Глава I. Применение современных технологий при обучении младших школьников решению задач
- § 1. Обучение различным методам и способам решения задач
- § 2. Моделирование в поиске разных способов решения задач
- § 3. Сочетание разных методов при решении задач с пропорциональными величинами
- § 4. Приемы организации работы младших школьников над задачами нового вида
- 1. Подготовительная работа
- 2. Ознакомление с текстом задачи и его анализ
- 3. Работа с моделью задачи для осмысления
- 4. Поиск пути решения задачи
- 5. Составление плана и решение задачи
- 6. Запись решения и проверка
- 7. Работа над задачей после ее решения