logo
решение задач

1. Подготовительная работа

Дается задача с недостающими данными на зависимость между величинами.

Из Стерлитамака в Уфу отправился грузовик со скоростью 30 км/ч. найдите расстояние между Стерлитамаком и Уфой.

– Можем ли мы решить задачу? (Нет, не хватит данных.)

– Как нужно дополнить условие задачи, чтобы ее можно было решить? (Нам необходимо знать время.)

На доске вывешивается табличка с формулой:

S = v t

Составляется модель задачи в форме таблицы.

– Названия, каких величин нужно вписать в таблицу? (Скорость, время, расстояние.)

Скорость

V

Время

t

Расстояние

S

30 км/ч

4 часа

? (120 км)

60 км/ч

? (2 часа)

120 км

? (120 км/ч)

1 час

120 км

– Скорость известна? (Да 30 км/ч.)

– Время известно? (Да, 4 часа.)

– Что нужно найти? (Расстояние.)

– Как найдем? (S = vt, S = 30  4 = 120 км.)

Число 120 км записываются рядом со знаком «?» в графе «Расстояние».

– Если скорость увеличится в два раза, то, сколько времени понадобится грузовику на этот же путь? (120 : 60 = 2 часа.)

– Докажите правильность решения. (Дети показывают таблички с формулой t = S : v.)

– Запишите 2 часа в таблицу.

– Если время уменьшить в два раза то, с какой скоростью должен ехать грузовик? (120 : 1 = 120 км/ч, v = S : t.)

– Ребята, посмотрите, какую закономерность изменения величин можно увидеть из таблицы? (Расстояние одинаково. Если скорость увеличивается в 2 раза, то время уменьшается тоже в 2 раза.)

– Значит, если расстояние не изменяется, то, во сколько раз увеличивается скорость, во столько же раз уменьшается время и, наоборот: во сколько раз скорость уменьшается, во сколько же раз время увеличивается.