4. Поиск пути решения задачи
– Что можно узнать по данным 8 часов и 16 часов? (Мы можем узнать, на сколько больше часов затратил на весь путь буксир, чем пароход.)
– Что нужно для этого сделать? (Сложить числа 8 и 16.)
– Так каков же смысл выражения 8+16. (На столько часов, на 24, буксир затратил больше на весь путь АБ, чем пароход.)
– Что еще можно сказать о соотношении времени парохода и буксира, если использовать соотношение их скоростей? (Скорость парохода в 3 раза больше: 24 : 8 = 3, значит его время в 3 раза меньше, так как путь один и тот же АБ.)
– Чтобы показать точнее соотношение между временем буксира и парохода на весь путь АБ, построим другой чертеж только для величины «время».
В процессе построения чертежа уточняется:
– На сколько частей нужно разбить весь отрезок АБ? (На 3 части.)
– Если буксиру на весь путь требуется 3 части времени (Поставим знак «?».), то пароходу …? (Только 1 часть.)
– Нам еще известно, что буксир затратил на весь путь на 24 часа больше, чем пароход. Как показать это на чертеже? (24 часа приходится на 2 части.)
Рис. 33
– Подумайте, можно ли с помощью схемы найти время парохода и буксира на весь путь АБ? (Да. По схеме легко видеть, что 24 часа составляют 2 части, тогда на одну часть приходится 12 часов. Это и есть время парохода на весь путь АБ.)
– Можете ли найти время буксира? (Это легко сделать: 12 умножить на 3 или к 12 прибавить 24. Катер шел от пристани А к Б 36 часов.)
– Зачем мы определяли время движения из А в Б парохода и буксира? (Чтобы найти расстояние АБ.)
– Можем ли найти расстояние АБ? (Да, по скорости и времени парохода или буксира легко найти расстояние АБ.)
- Глава I. Применение современных технологий при обучении младших школьников решению задач
- § 1. Обучение различным методам и способам решения задач
- § 2. Моделирование в поиске разных способов решения задач
- § 3. Сочетание разных методов при решении задач с пропорциональными величинами
- § 4. Приемы организации работы младших школьников над задачами нового вида
- 1. Подготовительная работа
- 2. Ознакомление с текстом задачи и его анализ
- 3. Работа с моделью задачи для осмысления
- 4. Поиск пути решения задачи
- 5. Составление плана и решение задачи
- 6. Запись решения и проверка
- 7. Работа над задачей после ее решения