25.Организация как социальная система.
Организация может быть определена как разновидность социальных систем, объединение людей, совместно реализующих некоторую общую цель и действующих на основе определенных принципов и правил.
Организация – это элемент общественной системы, самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума.
Организация – объект и субъект общества. Большинство организаций построено на основе иерархического принципа.
Иерархический принцип означает централизацию, личную зависимость одного человека от другого, иерархия функционирует как власть.
Существенной чертой организации является также горизонтальное разделение труда, которое требует создания специализированных подразделений (отделы, службы)
Специализированные подразделения, будучи составными частями (подсистемами) целостной организации представляют собой социальные системы меньшего масштаба и сложности, деятельность которых направляется для достижения общей цели, т.е.управляется.
Управление – это процесс планирования, организации, мотивирования, координации, регулирования, контроля и исследования.
Каждая организация имеет свою структуру, которая представляет собой, взаимосвязь различных функций или видов деятельности внутри организации.
Организация, являясь социальной системой, обладает способностью к адаптации, самоорганизации и саморегулированию.
Общие, частные и специфические законы, которые находят свое проявление в организациях, изучает теория организации..
Среди общих системных законов – закон «необходимого разнообразия»У.Р.Эшби, который применительно к социальным организациям может сформулирован следующим образом:
Разнообразие управляющей системы (системы управления) должно быть больше (или, по крайней мере, равно) разнообразию управляемого объекта.
Для того, чтобы организация стабильно функционировала, она должна иметь цель, ведущий объект управления, направляющий ее развитие как целостного образования. При взаимодействии элементов и компонентов системы должен соблюдаться объективный закон приоритета целого над частью. Это требование обусловлено самой природой его возникновением и развитием.
В организационных социальных системах действует общий закон учета системы потребления – индивидуальных, групповых, общефирменных и общественных. Действиями людей всегда движут потребности и интересы, ведущими из которых являются экономические и социальные – это обусловлено их природой и ролью в социально-экономической структуре мотивов жизнедеятельности людей.
Одним из ведущих общих законов организации является закон синергии, утверждающий, что для любой системы (организации) существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше.
Во всех материальных системах действует закон самосохранения, согласно которому любая организационная система, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое.
Цели организации формируются, исходя из ее миссии.
Миссия организации – это набор концептуальных положений, в обобщенной форме раскрывающих то, чему решила посвятить себя организация (фирма), своеобразная философская, социальная установка организации, ведущее направление ее деятельности. Миссия является отправной точкой в выработке стратегии организации. Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритет задач, стоящих перед организацией, ресурсы и последовательность действий по их достижению. Стратегия призвана обеспечить осуществление миссии организации.
Цели организации классифицируются:
По степени важности (стратегические и тактические);
По содержанию (экономические, социальные, научные и технические);
По сфере реализации (административные, производственные, финансовые)
По направленности (внутренние и внешние)
По характеру формулировки (качественные и количественные)
По ориентированности (промежуточные и конечные)
По уровню иерархии (общие-ко всей организации – или частные – к нее подразделениям)
Цели организации определяют ее задачи, в которых выражаются конкретные показатели, полученные в процессе реализации целей.
Внешняя среда организации – совокупность элементов, окружающих организацию и оказывающих на ее деятельность заметное влияние.
Факторы внешней среды разделяют на факторы прямого воздействия (натуральная среда- поставщики, трудовые ресурсы, законы, учреждения госуд.регулирования, потребители и конкуренты) и факторы косвенного воздействия (состояние экономики, уровень научного и технического прогресса, социально-культурные и политические перемены, влияние национальных, групповых интересов и существенные для организации события (войны, кризисы) в других странах.
- 1.История развития и виды системных исследований.
- 2.Определение системы. Эволюция определения.
- 3.Уровни представления системы.
- 4.Система и среда.????
- 5.Свойства систем.
- 6.Классификация систем.
- 7.Виды структур.
- 8.Управление и его сущность, системы управления и управляемая система. Задачи управления.
- 9.Общая характеристика методов системного анализа
- 10.Методы экспертных оценок.
- 11.Морфологические методы.
- 12.Методики системного анализа.
- 13.Основные принципы системного анализа.
- 14.Моделирование как средство исследование систем. Виды моделей.
- 15.Модель «черного ящика».
- 16. Имитационные модели.
- 17.Модели теории графов.
- 18.Нечеткие модели.
- 19.Классификация задач принятия решений.
- 20.Этапы процесса принятия решений.
- 21.Задачи математического программирования.
- 22.Структурные модели надежности.
- 23.Декомпозиция и агрегирование систем.
- 24.Социальная система и ее компоненты.
- 25.Организация как социальная система.
- 26.Виды организационных структур управления.