§5. Деление многочленов на многочлен «столбиком» (или «углом»)
Проиллюстрируем этот метод на примере деления многочлена 2x4-3x3+4x2+1 на многочлен x2-1:
В общем случае при делении многочлена Pn(x) на многочлен Tm(x) «столбиком» многочлены Pn(x) и Tm(x) располагают по убывающим степеням x. Затем старший член многочлена Pn(x) делят на старший член многочлена Tm(x) и получают старший член частного-многочлена q(x) умножают затем на делитель-многочлен Tm(x) и полученный многочлен вычитают из многочлена Pn(x). В результате вычитания получается некоторый многочлен D1(x), степень которого меньше n.
Если степень многочлена D1(x) меньше m, то процесс деления окончен, при этом многочлен D1(x)-остаток. Если степень многочлена D1(x), больше или равна m, то описанная процедура деления повторяется для многочлена D1(x), т.е. старший член многочлена D1(x) делят на старший член многочлена Tm(x) и полученный многочлен вычитают из многочлена D1(x). В результате вычитания получается многочлен D2(x), степень которого меньше n-1. Если степень многочлена D2(x) меньше m,то процесс деления окончен, при этом многочлен D2(x)-остаток. Если же степень многочлена D2(x) больше или равна m, то описанная процедура деления повторяется для многочлена D2(x). Процесс продолжается до тех пор, пока степень полученного на k-м шаге многочлена Dk(x) станет меньше степени многочлена Tm(x), т.е. меньше m. При этом многочлен Dk(x) -остаток.
При делении многочлена Pn(x)=a0xn+a1xn-1+…+an-1x+an, расположенного по убывающим степеням x, на двучлен применяется метод сокращённого деления, называемой схемой Горнера. Этот метод есть непосредственное следствие метода неопределённых коэффициентов. Заметим, что при делении многочлена Pn(x) степени n на двучлен в частном получается многочлен Qn-1(x)=a0·xn-1+b1·xn-2+…+bn-1 степени n-1, а в остатке - число (в частности, нуль). По методу неопределённых коэффициентов имеем
т.е.
+…
+ (4)
Приравнивая коэффициенты при одинаковых степенях в левой и правой части равенства (4), находим
Откуда получаем рекуррентные формулы для нахождения коэффициентов частного b1, b2, … ,bn-1 и остатка r:
Практически вычисление коэффициентов частного Qn-1(x) и остатка r проводится по следующей схеме (схема Горнера):
0
Размещено на http://www.allbest.ru/
В этой схеме, начиная с коэффициента b1, каждое число третьей строки получается из предыдущего числа этой строки умножением на число и прибавлением к полученному результату соответствующего числа первой строки, стоящего над искомым числом.
При делении многочлена Pn(x) на x- имеем тождественное равенство
Pn(x) =(x - )· Qn-1(x)+r .
Оно справедливо, в частности, при x =, т. е. Pn() = r
Следующая теорема позволяет найти остаток от деления многочлена на двучлен, не находя частного.
- Глава I. Теоретические аспекты по теме многочлены
- §1. Понятие многочленов
- §2. Многочлены от одной переменной
- §3. Свойства делимости многочленов
- §4. Метод неопределённых коэффициентов
- §5. Деление многочленов на многочлен «столбиком» (или «углом»)
- §6. Теорема Безу и её следствия
- §7. Утверждения о корнях многочлена
- §8. Разложения многочлена на множители
- Понятие кольца многочлена
- Деление на двучлен и корни многочлена.
- Максимальное число корней многочлена над областью целостности.
- Алгебраическое и функциональное равенство многочленов.
- Алгоритм Евклида. НОД двух многочленов.
- Формальная производная многочлена. Неприводимые кратные многочлена.
- 12)Учебный план общеобразовательный школы
- § 2. Факультативные занятия по математике
- 4. Общеобразовательная школа в системе общего среднего образования
- 6. Программы средней (полной) общеобразовательной школы
- Программа изучения условий для развития субъективной позиции личности ученика, удовлетворения его образовательных запросов посредством факультативных занятий в общеобразовательных учреждениях
- Практическое занятие №2 Изучение лирики в средних и старших классах
- Научно – исследовательская работа «Формирование познавательных интересов старшеклассников на факультативных занятиях по маркетинговым исследованиям».
- 11.2. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы
- 3.Содержание и структура преподавания “Экономики” в старших классах. Образовательные условия достижения экономического образования в школе.