2. Доказательства и решения задач
Задача 1: Доказать, что диагонали ромба взаимно перпендикулярны.
Доказательство: Пусть ABCD - данный ромб (рис.3). Введем обозначения =, =. Из определения ромба следует ==, ==.
По определению суммы и разности векторов =+;=-.
Рассмотрим *=+)(-)=-. Так как стороны ромба равны, то =. Следовательно, *=0. Из последнего условия следует что, , что и требовалось доказать.
Задача 2: Даны два вектора и , причем А(-1;2;4), В (-4;5;4), С(-1;-2;2) и D(2;1;5). Определить, перпендикулярны они друг другу или нет.
Решение: Найдем сначала координаты векторов.=(-3;3;0) и =(3;3;3).
Вычислим теперь скалярное произведение этих векторов:
* =(-3)*3 +3*3+0*3 = 0.
Последнее и означает, что
Задача 3: Дан произвольный треугольник АВС. Доказать, что можно построить треугольник, стороны которого равны и параллельны медианам треугольника АВС.
Решение: Обозначим медианы треугольника АВС через ВЕ, СF и обозначим векторы, идущие вдоль сторон треугольника АВС, через ,, :
=, =,=. Тогда =+=+=+.
Аналогично определяются и другие медианы:
=, =.
Так как, в силу замкнутости ++=++=0б то мы имеем
++=()+()+()==*0=0.
Следовательно, отложив от точки В, вектор = и от точки С1 - вектор = , мы получим.
++=++=0.
А это значит (в силу условия замкнутости), что ломаная А1В1С1D1 является замкнутой, т.е. точка D1 совпадает с А1.
Таким образом, мы получаем треугольник А1В1С1 (рис.5), стороны которого равны и параллельны медианам АD, ВЕ, СF исходного треугольника.
Задача 4: Доказать, что для любого треугольника имеет место формула
c2 = a2+b2-2ab*соsС (теорема косинусов)
Решение. Положим:
= , = , = (рис.6).
Тогда = -, и мы имеем (учитывая, что угол между векторами и равен
С): с2 =(а-b)2 = а2 -2аb + b2 = а2-2аb*соsС+ b2.
Задача 5: Докажите, что сумма квадратов диагоналей параллелограмма равна сумме квадратов его сторон.
Решение: Пусть четырехугольник АВСD - параллелограмм (рис.7). Имеем векторные равенства +=, -=. Возведем эти равенства в квадрат. Получим:+2=, -2=
Сложим эти равенства почленно. Получим: так как у параллелограмма противолежащие стороны равны, то это равенство и означает, что сумма квадратов диагоналей параллелограмма равна сумме квадратов его сторон, что и требовалось доказать.
Задача 6: Даны три точки: А(1;1), В(-1;0), С(0;1). Найдите такую точку D(х;y), чтобы векторы и были равны.
Решение: Вектор имеет координаты (-2, -1). Вектор имеет координаты (х-0, y-1). Так как = , то х-0 = -2, y-1 = -1. Отсюда находим координаты точки D: х =-2, y = 0.
Задача 7: Даны два вектора и , причем А(-1;2;4), В(-4;5;4), С(-1;-2;2), D (2;1;5).Определить, перпендикулярны они друг другу или нет.
Решение: Найдем сначала координаты векторов. (-3;3;0) и (3;3;3).
Вычислим теперь скалярное произведение этих векторов:
* = (-3)*3 + 3*3 + 0*3 = 0.
Последнее означает, что
Задача 8: Доказать, что прямая проведенная через середины оснований трапеции, проходит через точку пересечения продолжений боковых сторон.
Доказательство: Пусть ABCD - данная трапеция, М и N - середины оснований BC и AD, а O-точка пересечения прямых AB и CD (рис.8). Докажем, что точка О лежит на прямой MN.
Треугольник OAD и OBC подобны по первому признаку подобия треугольников, поэтому k. Так как и , то , . Точка М - середина отрезка ВС, поэтому . Аналогично .
Подставив в это выражение равенство для и , получим:
.
Отсюда следует, что векторы и коллинеарны, и, значит, точка О лежит на прямой MN.
Задача 9: Доказать что средняя линия трапеции параллельна основаниям и равна их полусумме.
Доказательство: Пусть MN - средняя линия трапеции ABCD (рис.9). Докажем, что MNAD и MN=.
По правилу многоугольника и Сложив эти равенства получим:
2
Но M и N- середины сторон AB и CD, поэтому = и =. Следовательно, 2, откуда ).
Так как векторы и сонаправлены, то векторы и также сонаправлены, а длина вектора ) равна AD+BC. Отсюда следует MNAD и MN=, что и требовалось доказать.
- Введение
- Глава I. Теоретические основы аксиоматики Вейля
- 1. Биография Вейля
- 2. Варианты аксиоматики Вейля
- 3. Аксиоматика Вейля
- 4. Непротиворечивость и категоричность аксиоматики Вейля
- 5. Прямая
- 6. Плоскость
- 7. Аксиоматика Вейля и школьная геометрия
- Глава II. Задачи, решаемые векторным способом
- 1. Основные задачи о прямых и плоскостях
- 2. Доказательства и решения задач
- Заключение
- Содержание дисциплины и ее разделы
- 8. Исторический обзор обоснования геометрии. Элементы геометрии Лобачевского.
- 28.Векторное построение геометрии
- Лекция 4. Система аксиом Гильберта евклидовой геометрии §7. Обзор аксиоматики Гильберта евклидовой геометрии
- Два недостатка аксиоматики д. Гильберта.
- Многомерное арифметическое евклидово пространство.
- Два недостатка аксиоматики д. Гильберта
- Многомерное арифметическое евклидово пространство
- Программа курса «Геометрия»
- 3. Геометрия