logo search
полифония

Единство голосов в полифонии

Как бы силен ни был контраст, в полифоническом сочетании мелодий всегда присутствует глубокое внутреннее единство. Полифоническое многоголосие строгого письма всегда выражает один художественный образ, а не одновременное сочетание нескольких образов.

Совместно звучащие голоса образуют ряд созвучий, в котором качество отдельных созвучий и их последований непосредственно влияет на качество полифонической ткани: чем лучше гармоническая сторона полифонии, тем лучше сама полифония и наоборот.

1.Как бы ни были хороши, ярки и контрастны мелодии сами по себе, но если они не могут быть объединены гармонией (гармонически «не подходят друг к другу»), одновременное звучание их неприемлемо.

2.Закономерности так называемой взаимодополняющей (комплементарной) ритмики, которая обуславливает типичный для полифонии непрерывный, несколько текучий характер движения.

Всякая мелодия (если только это не мелодия – фигурация) наряду с участками более оживленного движения в мелких длительностях содержит участки замедленного движения в крупных длительностях. И если несколько таких мелодий объединяются в полифонической ткани, то обычно ритмические замедления одного голоса совпадают во времени с ритмическими ускорениями другого и наоборот. Таким образом, голоса действительно взаимно дополняют друг друга в ритмическом отношении, создавая общий, более или менее выровненный пульс движения. Попеременная поддержка общего ритмического движения каждым голосом полифонической ткани является одним из важных средств создания единства целого и ,одновременно, объединения самих голосов.

3.Несовпадение во времени каденции совместно звучащих мелодий также обусловливает большую слитность целого и образует характерную для полифонии непрерывность, текучесть изложения.

Однако это не исключает общих для всех голосов каденции, которые в полифонической ткани отличаются особенной яркостью и как бы «разрезают» полифоническую ткань. Ввиду этого применение таких каденций, например, в фугах наблюдается не слишком часто.

4.Совпадение во времени окончания одной мелодии с началом другой («наложения концов на начала») способствует скреплению полифонической ткани и является поэтому одним из характерных приемов полифонического изложения.

Гармонические свойства двухголосия

Гармонической основой полифонического двухголосия строгого письма являются консонансы.

Консонансы разделяются на совершенные (прима, квинта, октава, дуодецима и т.п.) и несовершенные (терция, секста, децима и т.д).

Совершенные консонансы

Совершенные консонансы применяются с большими ограничениями:

1.Совершенные консонансы, в особенности прима, если их поместить на тяжелую или относительно тяжелую долю такта; в очень большой мере содействует впечатлению покоя, завершения, каданса. Поэтому совершенные консонансы на тяжелой доле такта используются по преимуществу в начале двухголосного полифонического построения, где развитие мелодий еще только возникает, и в каденциях, где оно заканчивается. В тех местах формы, в которых мелодии интенсивно развиваются, совершенные консонансы помещаются на легких долях.

2.Прямое движение к совершенному консонансу в двухголосии недопустимо

3.Прямое движение к совершенному консонансу от такого же одноименного совершенного консонанса ведет к образованию недопустимых последований параллельных унисонов, октав и квинт:

Разновидностью параллельного движения совершенными консонансами служит также запрещаемое противоположное движение от унисона к октаве (или наоборот) и от квинты к дуодециме (или наоборот)