Методика сочинения имитации
Процесс сочинения простой имитации складывается из следующих этапов:
1) Сочиняется или принимается как данная та часть мелодии начального голоса, которая будет звучать одноголосно до момента вступления имитирующего голоса; протяжность этой части мелодии равняется величине заданного для имитации сдвига по времени; например, если имеется ввиду сдвиг по времени размером в полтора такта, то протяжность начальной части мелодии не должна превышать полтора такта. Обозначим указанную часть мелодии буквой А.
2) Эта часть мелодии переписывается в имитирующий голос со смещением на заданный интервал и на задуманный промежуток времени. Обозначим эту часть мелодии имитирующего голоса А1.
3) Сочиняется противосложение; оно должно являться непосредственным и художественно оправданным продолжением начальной части мелодии в начальном голосе; кроме того, противосложение должно мелодически контрастировать с имитирующим голосом. Противосложение обозначим буквой В.
4) Присочиняется каденция сразу в двух голосах, завершающая их мелодическое развитие. Там, где голос перестает участвовать в имитации и развивается свободно, поставим знак *.
Например, задается имитация в верхнюю дуодециму со сдвигом на два такта.
Указанные четыре этап работы отмечены в примере соответствующими буквами:
Приведенную имитацию можно изобразить в виде следующее наглядной буквенной схемы: имитирующий голос: А1
начальный голос : А В
Процесс сочинения канона поначалу тождествен сочинению простой имитации - различия начинаются с четвертого этапа.
А именно:
1) сочиняется начальная часть мелодии начального голоса – А;
2) эта часть переписывается в имитирующий голос с заданным смещением - А1;
3) сочиняется противосложение – В;
4) противосложение переписывается в имитирующий голос с тем же заданным смещением - В1;
5) сочиняется второе противосложение: вторым противосложением называется та часть мелодии в начальном голосе, которая контрапунктирует первому противосложению, звучащему в имитирующем голосе – С;
6) второе противосложение переписывается в имитирующий голос с тем же заданным смещением - С1;
7) сочиняется третье противосложение, контрапунктирующее второму –D;
8) и т.д. – число переносов каждого следующего противосложения в принципе могло бы быть любым, однако не нужно развивать канон более чем до 10-12 тактов, то есть при самом большом по времени сдвиге (3 такта) должно быть минимальное количество переносов – два; при наименьшем по времени сдвиге (полутакт) – не более 15-17 переносов;
9) сочиняется каденция в двух голосах.
Приведем два примера: с наибольшим сдвигом и с наименьшим; интервал канона в обоих случаях задается одинаковый – октава, но в первом случае верхняя, а во втором нижняя:
Буквенная схема данного канона такова:
имитирующий голос: А1 В1
начальный голос : А В С
Буквенная схема данного канона такова:
начальный голос : А В С D E F G H I J K L M
имитирующий голос: А1В1С1D1 E1F1G1H1 I1 J1K1L1M1
В первом примере сделано два переноса, а во втором тринадцать.
- Единство голосов в полифонии
- Несовершенные консонансы
- Диссонансы
- Задержание
- Вспомогательный и проходящий звуки
- Двойной контрапункт октавы
- Двойной контрапункт дуодецимы.
- Обратимый контрапункт
- Методика сочинения имитации
- Разновидности имитации
- Каноническая секвенция
- Мелодия и тема.
- Однородные и контрастные темы.
- Тональная имитация
- Стреттная имитация