logo
полифония

Каноническая секвенция

Канонической секвенцией называется такой канон, в котором, подобно бесконечному канону, периодически происходят повторения сначала; однако, в отличие от бесконечного канона, эти повторения каждый раз делаются на новой высоте. Разница высот между звеньями такой канонической секвенции называется интервалом (или шагом) секвенции.

Методика сочинения канонической секвенции и бесконечного канона вполне аналогична. Различия заключаются лишь в том, что при сочинении канонической секвенции повторение начальной части мелодии в начальном и имитирующем голосах следует писать не на прежней высоте, а на новой – в соответствии с заданным шагом секвенции; местоположение начальной части мелодии на третьей строчке разыскивается совершенно так же, как и при написании бесконечного канона, то есть в противоположном направлении от повторения в начальном голосе.

Канонические секвенции, вполне аналогично бесконечным канонам, разделяются на два «разряда». Начнем с примера второго «разряда», как более общего.

Например, предлагается сочинить каноническую секвенцию с трехтактовым звеном, с шагом по терциям вверх, с имитацией в нижнюю октаву и сдвигом на один такт.

Схема вступлений в данной канонической секвенции – следующая:

Сочиняем однотактовую начальную часть – А; переписываем ее в имитирующий голос в такт 2 на октаву вниз - А1; переносим данную часть в начальный голос в такт 4 на терцию вверх – А; переписываем ее в имитирующий голос в такт 5 на октаву вниз от такта 4 начального голоса (то есть от повторения – А); переносим указанную часть на третью строчку в такт 3 на октаву вверх – АΙΙ – от такта 4 начального голоса, то есть опять от повторения – А; сочиняем противосложения – В и С; переносим их в соответствующие такты - В1 и С1; отбрасываем третью строчку. Каноническая секвенция готова:

Как очевидно, эту каноническую секвенцию можно изобразить в виде следующей буквенной схемы:

начальный голос : А В С А В С

имитирующий голос: А1 В1С1А1В1С1 и т.д.

Каноническая секвенция первого «разряда»:

Рассмотрим конкретный пример. Допусти, написана каноническая секвенция в верхнюю септиму со сдвигом во времени на один такт, при этом длина звена секвенции равняется двум тактам, с нисходящим шагом по терциям. Для наглядности вначале применяем методику трех строчек. Схема секвенции окажется следующей (третью строчку пишем внизу):

Сама каноническая секвенция может быть следующей:

Буквенная схема секвенции такова:

имитирующий голос: А1 В1 А1В1

начальный голос : А В А В А и т.д.

Полифония свободног письма

Общие образные черты мелодии свободного письма.

Образное содержание полифонических работ свободного письма всегда должно отличаться заметной определенностью, конкретностью. Музыкальный образ должен иметь ясные индивидуальные черты, позволяющего узнать данную мелодию среди тысячи других сходного содержания.

Мелодии свободного письма не должны ограничиваться миром одних лишь эпических образов, в них могут быть охвачены все стороны действительности, включены все виды лирики и драматизма, все оттенки трагического и комического, скорбного и радостного, созерцательного и действительного и т.д.

Мелодические средства свободного письма должны существенно расширятся за счет огромного жанрового разнообразия музыки. Мелодия свободного письма уже не может ограничиваться областью хорового звучания, в ней следует использовать средства сольной вокальной и инструментальной музыки, она должна получить конкретные жанровые черты оперной, симфонической, камерной музыки, приобрести характер марша, танца, пасторали, арии, речитатива и т.д.

Однако в полифонической мелодии свободного письма при всей инструментальности или, наоборот, речитативности своего характера, всегда должна сохраняться песенность, живое человеческое дыхание – полифоническая музыка, даже в чисто инструментальном звучании, всегда должна нести в себе мелодии.