logo
полифония

Однородные и контрастные темы.

Нередко внутри самой темы также может иметься контраст между характерными для нее индивидуальными интонациями, с одной стороны, и более общими, менее индивидуальными – с другой. Внутри самой темы встречаются рельеф и фон, т.е. основной характер музыкального образа, выражаемый данной темой, может контрастно сочетать в себе черты индивидуальные, образно-конкретные и более общие, сравнительно нейтральные. Такое сочетание граничит иногда даже с противоречивостью.

Подобная внутренняя контрастность присуща почти каждой теме свободного письма. Всегда имеют место колебание, движение, развитие индивидуального характера темы и, хотя бы на моменты, в теме показывается фон, второй план, оттенение рельефа.

В случае незначительного, едва приметного оттенения тему следует относить к типу, условно названному однородным; в случае ясного контраста индивидуальных интонаций и фонового, сравнительно нейтрального материала тему следует относить к типу контрастных тем.

Скрытая полифония в одноголосии.

Разветвления основной мелодии на несколько голосов образуют самостоятельные мелодические линии, иначе говоря, внутри одноголосия обнаруживаются подголоски и даже разнотемная и имитационная полифония. Такое явление называется скрытой полифонией в одноголосии.

Ладогармоническая сторона мелодии.

Между звуками мелодии свободного письма обнаруживаются определенные ладогармонические соотношения. В мелодии возникают не только скрытые аккорды, но и их ладофункциональные связи между собой. Мелодия свободного письма подразумевает определенную ладофункциональную гармонизацию.

Если в строгом письме ладовой основой мелодии служил диатонический звукоряд, любой звук которого мог становиться тоникой и входить в любую гармонию, в самой мелодии лишь намечались ладогармонические соотношения. В свободном же письме эти соотношения получили определенность – установилась определенная мажорная или минорная тоника, ладовые функции поляризуются на доминанту и субдоминанту, возникают соподчиненность тональностей, т.е. появляются отклонения и модуляции (функциональный хроматизм), имеет место альтерация, происходит разделение звуков на аккордовые и неаккордовые, т.е. в самой мелодии встречаются задержания, проходящие, вспомогательные, предъемы, органные пункты и т.д.