Тональная имитация
Важным новым моментом полифонии свободного письма является своеобразие тональной имитации.
Ввиду большой ладогармонической определенности музыки свободного стиля в имитационных формах широко используется тональная имитация в доминанте.
Тональная имитация возникает обычно в том случае, если в имитируемой теме каким либо образом акцентирована доминантовая функция – реальная имитация в доминанте подобной темы (т.е. точная транспортировка ее в доминантовую тональность) влечет за собой акцентировку функции доминанты в доминантовой тональности, что находятся в противоречии со стабильностью главной тональности в начале произведения. В тональной имитации в тему вносятся такие изменения, которые ослабляют значимость доминантовой функции в доминантовой тональности и, следовательно, укрепляют главный тональный центр.
Если тема начинается со звука 5 ступени или же опирается на него сравнительно близко к началу, то в тональной имитации этот звук смешается на большую секунду вниз, в итоге акцентируется не 5 ступень доминантовой тональности, а ее 4 ступень, т.е. 1 ступень главной тональности – главная тоника.
- Единство голосов в полифонии
- Несовершенные консонансы
- Диссонансы
- Задержание
- Вспомогательный и проходящий звуки
- Двойной контрапункт октавы
- Двойной контрапункт дуодецимы.
- Обратимый контрапункт
- Методика сочинения имитации
- Разновидности имитации
- Каноническая секвенция
- Мелодия и тема.
- Однородные и контрастные темы.
- Тональная имитация
- Стреттная имитация