Задержание
Задержание складывается из трех моментов: приготовления, задержания и разрешения. Приготовление и разрешение всегда консонируют. Диссонирующим (связанным) голосом считается тот, который при переходе от приготовления к задержанию остается на месте и далее идет на секунду вниз, другой голос считается свободным.
В секунде диссонирует только нижний голос (нижний по реальному звучанию). Свободный голос (в секунде это всегда верхний) может двигаться или поступенно, или скачками (обязательно в консонанс), в момент приготовления, так же как и разрешения, или паузировать.
Исключаются следующие образцы задержания:
неприемлемо, т.к. задержание помещено в верхнем голосе;
неприемлемо, т.к. диссонирует приготовление (кварта);
неприемлемо, т.к. диссонирует разрешение (кварта);
неприемлемо, т.к. задержание не приготовлено;
неприемлемо, т.к. задержание не разрешено.
В кварте диссонировать может любой из голосов:
Исключаются следующие образцы:
неприемлемо, т.к. приготовление и разрешение образуют между собой параллельные квинты;
В септиме диссонирует только верхний (по реальному звучанию) голос:
В ноне диссонировать может любой из голосов (аналогично кварте):
Исключаются следующие образцы:
неприемлемо, т.к. приготовление и разрешение образуют между собой параллельные октавы;
не рекомендуется, т.к. ход нижнего голоса слишком мало скрашивает звучание параллельных октав.
Ундецима (кварта + октава) применяется аналогично кварте.
Квартдецима (септима + октава) используется аналогично септиме.
Более широкие интервалы в двухголосии не употребляются.
Все описанные условия использования задержаний можно свести в таблицу, удобную для запоминания.
Примем следующие условные обозначения:
а) каждый интервал будем отмечать цифрой, на единицу меньшей, чем общепринято: прима = 0, секунда = 1, терция = 2, кварта = 3, квинта = 4, и т.д. Это обозначение введено С.И.Танеевым в его труде «Подвижной контрапункт строгого письма».
б) В диссонирующих интервалах (1, 3,6, 8 и т.д.) будем ставить над и под цифрой черты, указывающие на необходимость присутствия задержания (т.е. связанного звука – нижнего или верхнего); в случаях невозможности задержания данную черту будем заключать в скобки: например, в секунде неприемлемо задержание верхнего звука, поэтому черта над цифрой единицы поставлена в скобки и т.д.
Таблица интервалов будет следующей:
В секунде 1 невозможно задержание в верхнем голосе, тогда как в ноне 8 применяются задержания как в нижнем, так и в верхнем голосах; в септиме 6 и в квартдециме (септима + октава) 13 – только в верхнем голосе.
- Единство голосов в полифонии
- Несовершенные консонансы
- Диссонансы
- Задержание
- Вспомогательный и проходящий звуки
- Двойной контрапункт октавы
- Двойной контрапункт дуодецимы.
- Обратимый контрапункт
- Методика сочинения имитации
- Разновидности имитации
- Каноническая секвенция
- Мелодия и тема.
- Однородные и контрастные темы.
- Тональная имитация
- Стреттная имитация