logo
полифония

Двойной контрапункт дуодецимы.

Двойной контрапункт дуодецимы встречается в музыке значительно реже, чем двойной контрапункт октавы.

Двойной контрапункт дуодецимы – это такая разновидность вертикально – подвижного контрапункта при которой мелодии смещаются одна по отношению к другой на дуодециму в направлении сближения. Iv в этом случае будет равняться -11.

Двойной контрапункт дуодецимы обладает тем важным и интересным свойством, что при перестановке мелодий меняется не только их взаимное высотное расположение, но и ладофункциональное соотношение – одна из мелодий смещается в доминанту (или субдоминанту) по отношению к другой.

Iv = -11.

В двойном контрапункте дуодецимы свойства почти всех интервалов первоначального соединения сохранились (консонансы остались консонансами, диссонансы – диссонансами). Исключение представляют собой секста и септима – секста превратилась в септиму и наоборот, т.е. консонанс в диссонанс и наоборот. Следовательно, в первоначальном соединении сексту следует применять как диссонанс – в сексте необходимо приготовлять, задерживать и разрешать только нижний звук. В двойном контрапункте дуодецимы ундецима (кварта через октаву) превращается в секунду. Отсюда делается вывод, что в ундециме можно задерживать только верхний звук, который превращается в нормальное задержание нижнего звука секунды.

Числовая таблица ограничений для задержаний в двойном контрапункте дуодецимы:

Двойной контрапункт децимы.

Двойной контрапункт децимы накладывает очень значительные ограничения на первоначальное соединение:

а) несовершенные консонансы превращаются в совершенные; следовательно, полностью исключается возможность параллельного движения мелодий, - движение ограничивается только противоположным и косвенным;

б) кварта превращается в септиму; следовательно, в кварте исключается задержание верхнего звука;

в) нона превращается в секунду; следовательно, в ноне исключается задержание нижнего звука.

Числовая таблица такова:

Горизонтально – подвижной и вдвойне – подвижной контрапункты.

При горизонтально – подвижном и вдвойне - подвижном контрапунктах необходимо наличие заданной первой мелодии.

Сам процесс присочинения второй мелодии следует осуществлять пользуясь методикой трех строчек. А именно: заданная мелодия пишется на первой строчке, затем эта же самая мелодия переносится на другую строчку со сдвигом по времени (если это горизонтально – подвижной контрапункт), или по времени и по высоте (если это вдвойне – подвижной контрапункт) и уже после этого присочиняется новая мелодия, которая записывается на третьей строчке. Сдвиг делается в соответствии с определенным видом контрапункта: при заданной мелодии с размером на 4/2 целесообразно пользоваться горизонтальными сдвигами только кратными полутакту, т.е. сдвигать мелодию на полтакта, или такт, или полтора такта, или два и т.п. (сдвиги кратные четверти такта разрушают метрическую структуру мелодий); при заданной мелодии с размером на 3/2 сдвиги по времени следует применять только кратные целому такту. Сдвиг по времени может быть сделан как вперед, так и назад в отношении момента вступления заданной мелодии. Во вдвойне – подвижном контрапункте сдвиг по высоте может быть на любой интервал – здесь не возникают те ограничения, которые были описаны в связи с вертикально – подвижным контрапунктом.

Присочинение второй мелодии в условиях трех строчек не является сочинением трехголосия – последнего здесь нет, в данном случае имеет место пара двухголосий.