Двойной контрапункт дуодецимы.
Двойной контрапункт дуодецимы встречается в музыке значительно реже, чем двойной контрапункт октавы.
Двойной контрапункт дуодецимы – это такая разновидность вертикально – подвижного контрапункта при которой мелодии смещаются одна по отношению к другой на дуодециму в направлении сближения. Iv в этом случае будет равняться -11.
Двойной контрапункт дуодецимы обладает тем важным и интересным свойством, что при перестановке мелодий меняется не только их взаимное высотное расположение, но и ладофункциональное соотношение – одна из мелодий смещается в доминанту (или субдоминанту) по отношению к другой.
Iv = -11.
В двойном контрапункте дуодецимы свойства почти всех интервалов первоначального соединения сохранились (консонансы остались консонансами, диссонансы – диссонансами). Исключение представляют собой секста и септима – секста превратилась в септиму и наоборот, т.е. консонанс в диссонанс и наоборот. Следовательно, в первоначальном соединении сексту следует применять как диссонанс – в сексте необходимо приготовлять, задерживать и разрешать только нижний звук. В двойном контрапункте дуодецимы ундецима (кварта через октаву) превращается в секунду. Отсюда делается вывод, что в ундециме можно задерживать только верхний звук, который превращается в нормальное задержание нижнего звука секунды.
Числовая таблица ограничений для задержаний в двойном контрапункте дуодецимы:
Двойной контрапункт децимы.
Двойной контрапункт децимы накладывает очень значительные ограничения на первоначальное соединение:
а) несовершенные консонансы превращаются в совершенные; следовательно, полностью исключается возможность параллельного движения мелодий, - движение ограничивается только противоположным и косвенным;
б) кварта превращается в септиму; следовательно, в кварте исключается задержание верхнего звука;
в) нона превращается в секунду; следовательно, в ноне исключается задержание нижнего звука.
Числовая таблица такова:
Горизонтально – подвижной и вдвойне – подвижной контрапункты.
При горизонтально – подвижном и вдвойне - подвижном контрапунктах необходимо наличие заданной первой мелодии.
Сам процесс присочинения второй мелодии следует осуществлять пользуясь методикой трех строчек. А именно: заданная мелодия пишется на первой строчке, затем эта же самая мелодия переносится на другую строчку со сдвигом по времени (если это горизонтально – подвижной контрапункт), или по времени и по высоте (если это вдвойне – подвижной контрапункт) и уже после этого присочиняется новая мелодия, которая записывается на третьей строчке. Сдвиг делается в соответствии с определенным видом контрапункта: при заданной мелодии с размером на 4/2 целесообразно пользоваться горизонтальными сдвигами только кратными полутакту, т.е. сдвигать мелодию на полтакта, или такт, или полтора такта, или два и т.п. (сдвиги кратные четверти такта разрушают метрическую структуру мелодий); при заданной мелодии с размером на 3/2 сдвиги по времени следует применять только кратные целому такту. Сдвиг по времени может быть сделан как вперед, так и назад в отношении момента вступления заданной мелодии. Во вдвойне – подвижном контрапункте сдвиг по высоте может быть на любой интервал – здесь не возникают те ограничения, которые были описаны в связи с вертикально – подвижным контрапунктом.
Присочинение второй мелодии в условиях трех строчек не является сочинением трехголосия – последнего здесь нет, в данном случае имеет место пара двухголосий.
- Единство голосов в полифонии
- Несовершенные консонансы
- Диссонансы
- Задержание
- Вспомогательный и проходящий звуки
- Двойной контрапункт октавы
- Двойной контрапункт дуодецимы.
- Обратимый контрапункт
- Методика сочинения имитации
- Разновидности имитации
- Каноническая секвенция
- Мелодия и тема.
- Однородные и контрастные темы.
- Тональная имитация
- Стреттная имитация