Двойной контрапункт октавы
Среди разновидностей вертикально – подвижного контрапункта решающее значение имеет двойной – контрапункт октавы, т.е. такая разновидность, при которой мелодии смещаются одна по отношению к другой на октаву ( или на две) в направлении сближения.
Iv в этом случае будет равняться -7 (или -14).
Особенностью двойного контрапункта октавы служит то обстоятельство, что в производном соединении почти все консонансы и диссонансы между звуками мелодий остаются на тех же местах и сохраняют тот же характер, что и в первоначальном соединении.
А именно: терции превращаются в сексты и наоборот, секунды в септимы и наоборот, и т.п.
Единственным исключением является превращение квинты в кварту, и наоборот, т.е. превращение консонанса в диссонанс и наоборот.
Iv = -7
Тот факт, что квинта превращается в кварту, не позволяет использовать квинту в первоначальном соединении как консонанс. Следовательно, квинта между мелодиями должна быть применена таким образом, чтобы появляющаяся на ее месте в производном соединении кварта была бы приготовлена, задержана и разрешена в точном соответствии с нормами использования диссонансов в строгом письме. Это значит, что в первоначальном соединении квинту нужно вводить как диссонанс и соответствующим образом приготовлять, задерживать и разрешать. Вполне аналогично кварте, в квинте можно задерживать любой из двух звуков. Ограничивающим условием является следующее: задержание в верхнем голосе не должно приготовляться квартой (с дальнейшим пребыванием на месте свободного голоса), т.к. в производном соединении возникнут параллельные квинты.
Превращение квинты в кварту вносит еще одно важное ограничение в использование квинты; не только на тяжелых, но и на легких долях такта квинта должна применяться как диссонанс, т.е. в проходящем и вспомогательном движении. Следовательно, при разрешении кварты в квинту (в нижнем голосе задержанной кварты) нижний голос обязательно должен далее двигаться только на секунду или вверх или вниз, иначе в производном соединении образуется брошенный диссонанс кварты.
На числовой таблице интервалов нижнее задержание кварты обозначим чертой с крестиком: - x, что будет указывать на необходимость поступенного движения нижнего голоса после разрешения кварты в квинту.
В двойном контрапункте октавы нона превращается в септиму. Следовательно, в первоначальном соединении в ноне можно делать задержание лишь нижнего звука.
Приведем числовую таблицу ограничений при использовании задержаний:
- Единство голосов в полифонии
- Несовершенные консонансы
- Диссонансы
- Задержание
- Вспомогательный и проходящий звуки
- Двойной контрапункт октавы
- Двойной контрапункт дуодецимы.
- Обратимый контрапункт
- Методика сочинения имитации
- Разновидности имитации
- Каноническая секвенция
- Мелодия и тема.
- Однородные и контрастные темы.
- Тональная имитация
- Стреттная имитация