Актуализационное значение конфликта.
Учитывая специфику нашего предмета, содержание слова "конфликт" нуждается в уточнении. В обычном межличностном контексте конфликт означает негативное напряжение, возникающее между двумя людьми; в социальном плане конфликт трактуется как отрицательное явление, поскольку ведет к разрушениям и страданию. Следует уяснить со всей определенностью, что для актуализатора конфликт - не отрицательное явление. В самом деле, возможен и созидательный конфликт. Например, если бы инженер в вышеприведенном случае не опротестовал ранимость врача, то не смог бы осознать и собственную ранимость, ее значение и заключенные в ней возможности.
Актуализатор всегда приветствует критику, ибо знает, что благодаря ей сможет чему-нибудь научиться. Он учится в споре с теми, кто с ним не согласен; во время стычек и перепалок он изучает себя, открывает свои слабые стороны. Актуализатор не нуждается в комплиментах, чтобы быть счастливым, ведь большая их часть - манипуляции. ("Вы такой замечательный человек, доктор!" - обычная лесть.) Однако если кто-то, кого он любит, и кто обычно не разбрасывается комплиментами, все же хвалит его, актуализатор принимает это на свой счет. Актуализатор учится ценить различия, потому что именно отличие и несходство служит тем источником, из которого он черпает возможности для своего роста.
Большая часть межличностных отношений - это игры доминирования и контроля, в ходе которых манипулятором движет потребность победить, одержать верх. Актуализатор воспринимает конфликт иначе - последний вызывает в нем "творческое возбуждение". Он понимает, что конфликт дает шанс для роста вне зависимости от того, одержит он верх или нет. Актуализатор не зациклен на победе, так как понимает, что ему суждено меняться, - и он готов быть тем, кем может стать после созидательного конфликта. Это, разумеется, предполагает веру - веру в то, что обе стороны конфликта вынесут из него пользу.
Таким образом, в актуализирующих группах конфликт между участниками служит мощным источником развития. Наблюдая у других членов группы те стороны личности, которые неразвиты в нем самом, человек обнаруживает, что начинает менять свои стереотипы поддержания внутреннего равновесия. У него формируется более здоровый баланс между активными и пассивными возможностями взаимодействия с другими людьми.
- Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации
- Часть Первая. Человек перед выбором: манипуляция или актуализация. Глава 1. Проблема.
- Глава 2. Манипулятор.
- Причины манипуляции.
- Игры и манипулирование.
- Сводка манипулятивных схем.
- Глава 3. Актуализатор.
- Основные характеристики манипуляторов и актуализаторов.
- Различия между манипулятивными и актуализирующими отношениями.
- Интеграция.
- Несовершенство самоактуализирующихся людей.
- Часть вторая. Цели актуализации. Глава 4. Контакт как альтернатива манипуляции.
- Отношения глубинные и обусловленные.
- Контакт и уход от контакта.
- Эмоции как средство контакта.
- Подавление эмоций как средство контроля.
- Часть вторая. Цели актуализации. Глава 5. Честно выражать свои чувства.
- Природа чувств.
- Манипулирование чувствами других людей.
- Обманные приемы манипуляторов.
- Конгруэнтность и актуализация.
- Манипулятивные формы общения.
- Актуализационные формы общения.
- Глава 6. Доверять себе здесь и сейчас.
- Настоящее, прошлое и будущее.
- Ориентация на себя и ориентация на других.
- Ориентация на настоящее и актуализация.
- Выводы.
- Заключение.
- Глава 7. Свобода и сознавание.
- Свобода.
- Смирение, или отказ от борьбы.
- Всемогущество или человечность?
- Сознавание.
- Глава 8. Личный контроль.
- Роль религии.
- Глава 9. Дети и родители.
- Типы детей-манипуляторов.
- Родитель-манипулятор.
- Дисциплинарные методы.
- Теория дисциплины.
- Актуализирующий родитель.
- Подход, центрированный на актуализации.
- Билль о правах актуализирующихся родителей.
- Часть III. Примеры манипуляции и актуализации. Глава 10. Подростки.
- Как подростки манипулируют родителями.
- Как родители манипулируют подростками.
- Примеры.
- Актуализирующие отношения между родителем и подростком.
- Актуализирующийся подросток.
- Часть III. Примеры манипуляции и актуализации. Глава 11. Влюбленные.
- Джим и Джейн.
- Мэри и Мак.
- Mapвин.
- Джим и Джейн.
- Мэри и Мак.
- Mapвин.
- Выводы.
- Глава 12. Учителя и ученики.
- Манипулятивное и актуализационное преподавание.
- Отношения между подростком и учителем.
- Манипуляции учащихся.
- Манипуляции учителей.
- Актуализационное обучение.
- Глава 13. Мужья и жены.
- Манипулятивная и актуализационная любовь.
- Б-любовь и д-любовь.
- Гнев и ненависть.
- Значение конфликта.
- Борьба между супругами.
- Деструктивные стили борьбы.
- Конструктивные стили борьбы.
- Глава 14. Прибыль или личность?
- Часть IV. Процесс актуализации. Глава 15. Актуализационная терапия.
- Актуализационная терапия.
- Групповая терапия как средство переквалификации манипулятора в актуализатора.
- Актуализационное значение конфликта.
- Процесс актуализационной терапии.
- Глава 16. От манипуляции к актуализации.
- Пример 1. Инженер, 43 года.
- Пример 2. Домохозяйка, 25 лет.
- Пример 3. Врач, 43 года.
- Пример 4. Студентка, 26 лет.
- Пример 5. Священник, 36 лет.
- Пример 6. Я сам.
- Ранние воспоминания
- Колледж и военная служба
- Аспирантура
- Я - психолог
- Становление личностью
- Заключение.
- Приложение переводчика. Десять ассертивных прав человека.