Смирение, или отказ от борьбы.
Как отмечал Абрахам Маслоу, западная культура опирается в основном на иудейско-христианскую теологию, а в Соединенных Штатах особенно силен дух пуританства, которое делает упор на деятельности, целеустремленности и трудолюбии23. Карен Хорни различает аполлоническую и дионисийскую тенденцию. В последней подчеркивается ценность смирения и недеяния, в первой - власти и управления жизнью. Обе они представляют собой естественные человеческие стремления, говорит она, и позитивный смысл смирения и отказа от борьбы - это глубинная человеческая установка на извлечение максимума удовлетворения из любой ситуации24.
23Там же, р. 291.
24"The Neurotic Personality of Our Time" (New York: W.W.Norton & Company, 1937), pp. 270-75.
Джеймс Бьюдженталь определял отказ от усилия или "позволение быть" как "готовность без усилия, без напряженной сосредоточенности и без принятия решений согласиться с тем, что есть в поле сознания"25. Он считает такой "отказ от применения силы" важнейшим условием актуализации.
25"The Search, for Authenticity", p. 209.
В книге "Сила сексуальной уступки" Мери Робинсон также подчеркивает важность покорности в любых человеческих отношениях, особенно половых26. Она считает, что уступчивость и пассивность - естественные женские функции, которые на свою беду утратили сегодня многие маскулинизированные женщины. Современные женщины, пишет далее она, пытаются соревноваться с мужчинами и завоевывают себе право отвечать за все. В половом акте, как и в жизни, говорит она, мужчина более активен, а женщина более пассивна. По мнению автора, пассивным потенциалом обладают и женщины и мужчины, но женщины утратили его даже в большей степени, чем мужчины. Верить другому человеку значит быть способным отдаться ему, а активный половой акт - это синергетический процесс давания и принятия, господства и подчинения, когда одновременно действуют оба потенциала человека - активный и пассивный.
26Marie Robinson. "The Power of Sexual Surrender" (New York: Doubleday S. Company, 1959), pp. 209-12.
Алан Уотс рассматривает ценность отказа от усилий в другом контексте:
"Меня всегда восхищал закон обратного усилия. Я называю его также "законом обратного". Когда вы стараетесь удержаться на поверхности воды, то идете на дно. Когда вы стараетесь утонуть (или хотя бы нырнуть поглубже) - вы всплываете, вода выталкивает вас с какой-то страшной силой. Когда пытаетесь затаить дыхание, сопите, как паровоз. В связи с этим на ум приходит древняя мудрость, которой чаще всего пренебрегают: "Кто захочет спасти душу свою, тот потеряет ее". Чем больше вы стараетесь обезопасить себя, тем большей опасности подвергаете. И наоборот, спасение и святость - в понимании, что мы не властны над судьбой и обезопасить себя не в силах. Китайский мудрец Лао-Цзы, мастер закона обратного усилия, говорил, что те, кто доказывают, не знают; чтобы познать истину, нужно отказаться от знания; и нет ничего более сильного и созидательного, чем пустота, которую люди стремятся заполнить"27.
27Alan W. Watts. "The Wisdom of Insecurity" (New York: Random House, 1919), pp. 9-10.
Таким образом, согласно Уотсу, чем больше мы стараемся, тем выше вероятность неудачи, а некоторых целей вообще невозможно достичь активными усилиями. Мы обнаружили, что все это особенно справедливо в отношении психотерапии, когда чем больше человек пытается вести себя определенным образом, тем больше это у него не получается.
Лесли Г.Фарбер писал о невозможности, сколько ни старайся, развить в себе такие качества, как мудрость, достоинство, мужество и смирение. Все эти добродетели объединяет то, что их невозможно обрести путем сознательных усилий.
"Большинство человеческих достоинств и некоторые добродетели не имеют этой парадоксальной природы. Мастерство, тактичность или честность, например, можно нарабатывать с помощью непосредственных усилий; осознание этих способностей и получение удовольствия от обладания ими не противоречит их природе. Но лишь глупец похваляется своей мудростью, гордец - смирением, трус - мужеством. Любой, кто заявляет об обладании этими добродетелями, - лжец. Более того, эти добродетели ускользают от любого усилия достичь их. Я могу искать и добывать знания, но я не могу добыть мудрости... Такие добродетели не являются свершениями, и им нельзя научиться. Их нужно заслужить, но обретение их - дар благодати"28.
28"Faces of Envy", Review of Existential Psychology and Psychiatry, 1 (Spring, 1961), pp. 134-135.
Понимание всего этого крайне важно для самоактуализации, ибо это подразумевает, что актуализация, действительное воплощение в жизнь таких своих глубинных качеств, как мудрость, достоинство, смирение, мужество, уважение и любовь недостижимо путем приложения усилий! Им нельзя научиться, и чаще всего человек обретает их, когда сдается перед невозможностью их обретения. В психотерапии, например, мы часто слышим об усилии клиента быть "естественным"; чем больше он стремится быть естественным, тем более неестественным становится. После многих часов он наконец говорит: "С ума сойти! Я сдаюсь. Оказывается, я просто не могу сделать это". Как это ни парадоксально, но именно в этот момент он естественен! У верующего клиента по-другому. Чем больше он старается быть смиренным, тем более напыщенным становится. Удивительно, но самый симпатичный и привлекательный человек - это тот, кто отказался от попыток стать привлекательным! Именно поэтому актуализационная терапия и естественность требуют гораздо большего, чем мотивированное усилие и простая тренировка. Она требует способности находить счастье в личностном росте, который является результатом не целенаправленных развивающих усилий, но отказа от них. Существуют четыре характеристики актуализации, обладающие свойством парадоксальности. К ним можно стремиться, вовлекаясь в определенный процесс, но этот процесс требует того, чтобы клиент оставил попытки достичь их!
- Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации
- Часть Первая. Человек перед выбором: манипуляция или актуализация. Глава 1. Проблема.
- Глава 2. Манипулятор.
- Причины манипуляции.
- Игры и манипулирование.
- Сводка манипулятивных схем.
- Глава 3. Актуализатор.
- Основные характеристики манипуляторов и актуализаторов.
- Различия между манипулятивными и актуализирующими отношениями.
- Интеграция.
- Несовершенство самоактуализирующихся людей.
- Часть вторая. Цели актуализации. Глава 4. Контакт как альтернатива манипуляции.
- Отношения глубинные и обусловленные.
- Контакт и уход от контакта.
- Эмоции как средство контакта.
- Подавление эмоций как средство контроля.
- Часть вторая. Цели актуализации. Глава 5. Честно выражать свои чувства.
- Природа чувств.
- Манипулирование чувствами других людей.
- Обманные приемы манипуляторов.
- Конгруэнтность и актуализация.
- Манипулятивные формы общения.
- Актуализационные формы общения.
- Глава 6. Доверять себе здесь и сейчас.
- Настоящее, прошлое и будущее.
- Ориентация на себя и ориентация на других.
- Ориентация на настоящее и актуализация.
- Выводы.
- Заключение.
- Глава 7. Свобода и сознавание.
- Свобода.
- Смирение, или отказ от борьбы.
- Всемогущество или человечность?
- Сознавание.
- Глава 8. Личный контроль.
- Роль религии.
- Глава 9. Дети и родители.
- Типы детей-манипуляторов.
- Родитель-манипулятор.
- Дисциплинарные методы.
- Теория дисциплины.
- Актуализирующий родитель.
- Подход, центрированный на актуализации.
- Билль о правах актуализирующихся родителей.
- Часть III. Примеры манипуляции и актуализации. Глава 10. Подростки.
- Как подростки манипулируют родителями.
- Как родители манипулируют подростками.
- Примеры.
- Актуализирующие отношения между родителем и подростком.
- Актуализирующийся подросток.
- Часть III. Примеры манипуляции и актуализации. Глава 11. Влюбленные.
- Джим и Джейн.
- Мэри и Мак.
- Mapвин.
- Джим и Джейн.
- Мэри и Мак.
- Mapвин.
- Выводы.
- Глава 12. Учителя и ученики.
- Манипулятивное и актуализационное преподавание.
- Отношения между подростком и учителем.
- Манипуляции учащихся.
- Манипуляции учителей.
- Актуализационное обучение.
- Глава 13. Мужья и жены.
- Манипулятивная и актуализационная любовь.
- Б-любовь и д-любовь.
- Гнев и ненависть.
- Значение конфликта.
- Борьба между супругами.
- Деструктивные стили борьбы.
- Конструктивные стили борьбы.
- Глава 14. Прибыль или личность?
- Часть IV. Процесс актуализации. Глава 15. Актуализационная терапия.
- Актуализационная терапия.
- Групповая терапия как средство переквалификации манипулятора в актуализатора.
- Актуализационное значение конфликта.
- Процесс актуализационной терапии.
- Глава 16. От манипуляции к актуализации.
- Пример 1. Инженер, 43 года.
- Пример 2. Домохозяйка, 25 лет.
- Пример 3. Врач, 43 года.
- Пример 4. Студентка, 26 лет.
- Пример 5. Священник, 36 лет.
- Пример 6. Я сам.
- Ранние воспоминания
- Колледж и военная служба
- Аспирантура
- Я - психолог
- Становление личностью
- Заключение.
- Приложение переводчика. Десять ассертивных прав человека.