Ориентация на себя и ориентация на других.
Чтобы лучше понять, что такое актуализация, важно разобраться в таких понятиях, как ориентированность на себя и ориентированность на других15.
15 См. David Riesman. "The Lonely Crowd" (Garden City, N.Y.: Doubleday Anchor Books, 1950).
Человек, который ориентируется на себя, - это личность со встроенным в раннем детстве внутренним гироскопом, своего рода психическим компасом (его устанавливают и запускают родители или близкие ребенку люди). В дальнейшем, по мере взросления, гироскоп претерпевает дополнительные изменения под влиянием авторитетных для ребенка фигур. Такой человек проходит через жизнь независимо, руководствуясь прежде всего внутренним гироскопом.
Внутренний гироскоп действует на основе ряда немногочисленных принципов. Хотя источник этих принципов внешний, программа, усвоенная человеком на раннем этапе развития, обретает со временем форму внутреннего мотивационного ядра личности, становится совокупностью характерных черт. Преобладающая ориентация на себя чревата тем, что человек может стать нечувствительным к правам и чувствам других людей. В результате у него может возникнуть тенденция к авторитарному манипулированию окружающими, основанная на внутреннем ощущении собственной "правоты".
"Моим чувствам можно верить".
"Как бы там ни было, я должен принять свое собственное решение".
"Я поступлю так, как сочту нужным".
Не все, однако, внедряют в своих детей такой гироскоп. Если родители подвержены сомнениям и не обеспечивают ребенка ясными жизненными принципами, вместо "гироскопа" у него выработается мощный "радар", настроенный на восприятие сигналов, которые исходят из-за пределов круга семьи. Границы между семейным авторитетом и всякими прочими авторитетами разрушаются, и в ребенке начинает доминировать чувство страхаперед сменяющими друг друга "авторитетными" голосами, перед любым обращенным на него пристальным взглядом. Преобладающая ориентация на других чревата тем, что основным методом общения ребенка станет манипулятивное угождение окружающим с целью обеспечения их неизменной расположенности и принятия. Таким образом, первоначальное чувство страха трансформируется во всепоглощающую неутоленную потребность в знаках признания и уверениях в любви.
"Что люди подумают?"
"Скажите, как мне следует поступить?"
Что нужно делать, чтобы все было правильно?"
Актуализатор менее подвержен крайностям ориентации на себя, равно как и ориентации на других. Ему свойственна более самостоятельная и независимая от внешнего руководства ориентация на то, что есть. В надлежащих ситуациях актуализатор ориентируется на других, но по существу источник его действий остается внутренним. У него есть доступ к изначальной внутренней свободе, которая не нуждается в подавлении других или борьбе с ними. В то же время, благодаря критическому осмыслению и творческому развитию своих изначально усвоенных принципов жизни, он выходит также из-под контроля жесткой ориентации на себя.
"Я учитываю мнение тех, кто любит меня, а затем принимаю собственные решения".
"Я собираю всю доступную информацию о причинах и следствиях, а затем доверяю решение своему глубинному чутью".
"Меня не волнуют их попытки давить на меня, меня интересует их точка зрения".
- Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации
- Часть Первая. Человек перед выбором: манипуляция или актуализация. Глава 1. Проблема.
- Глава 2. Манипулятор.
- Причины манипуляции.
- Игры и манипулирование.
- Сводка манипулятивных схем.
- Глава 3. Актуализатор.
- Основные характеристики манипуляторов и актуализаторов.
- Различия между манипулятивными и актуализирующими отношениями.
- Интеграция.
- Несовершенство самоактуализирующихся людей.
- Часть вторая. Цели актуализации. Глава 4. Контакт как альтернатива манипуляции.
- Отношения глубинные и обусловленные.
- Контакт и уход от контакта.
- Эмоции как средство контакта.
- Подавление эмоций как средство контроля.
- Часть вторая. Цели актуализации. Глава 5. Честно выражать свои чувства.
- Природа чувств.
- Манипулирование чувствами других людей.
- Обманные приемы манипуляторов.
- Конгруэнтность и актуализация.
- Манипулятивные формы общения.
- Актуализационные формы общения.
- Глава 6. Доверять себе здесь и сейчас.
- Настоящее, прошлое и будущее.
- Ориентация на себя и ориентация на других.
- Ориентация на настоящее и актуализация.
- Выводы.
- Заключение.
- Глава 7. Свобода и сознавание.
- Свобода.
- Смирение, или отказ от борьбы.
- Всемогущество или человечность?
- Сознавание.
- Глава 8. Личный контроль.
- Роль религии.
- Глава 9. Дети и родители.
- Типы детей-манипуляторов.
- Родитель-манипулятор.
- Дисциплинарные методы.
- Теория дисциплины.
- Актуализирующий родитель.
- Подход, центрированный на актуализации.
- Билль о правах актуализирующихся родителей.
- Часть III. Примеры манипуляции и актуализации. Глава 10. Подростки.
- Как подростки манипулируют родителями.
- Как родители манипулируют подростками.
- Примеры.
- Актуализирующие отношения между родителем и подростком.
- Актуализирующийся подросток.
- Часть III. Примеры манипуляции и актуализации. Глава 11. Влюбленные.
- Джим и Джейн.
- Мэри и Мак.
- Mapвин.
- Джим и Джейн.
- Мэри и Мак.
- Mapвин.
- Выводы.
- Глава 12. Учителя и ученики.
- Манипулятивное и актуализационное преподавание.
- Отношения между подростком и учителем.
- Манипуляции учащихся.
- Манипуляции учителей.
- Актуализационное обучение.
- Глава 13. Мужья и жены.
- Манипулятивная и актуализационная любовь.
- Б-любовь и д-любовь.
- Гнев и ненависть.
- Значение конфликта.
- Борьба между супругами.
- Деструктивные стили борьбы.
- Конструктивные стили борьбы.
- Глава 14. Прибыль или личность?
- Часть IV. Процесс актуализации. Глава 15. Актуализационная терапия.
- Актуализационная терапия.
- Групповая терапия как средство переквалификации манипулятора в актуализатора.
- Актуализационное значение конфликта.
- Процесс актуализационной терапии.
- Глава 16. От манипуляции к актуализации.
- Пример 1. Инженер, 43 года.
- Пример 2. Домохозяйка, 25 лет.
- Пример 3. Врач, 43 года.
- Пример 4. Студентка, 26 лет.
- Пример 5. Священник, 36 лет.
- Пример 6. Я сам.
- Ранние воспоминания
- Колледж и военная служба
- Аспирантура
- Я - психолог
- Становление личностью
- Заключение.
- Приложение переводчика. Десять ассертивных прав человека.