logo
6 влияние, манипуляции / Человек манипулятор

Выводы.

Важно еще раз отметить, что воспоминание (прошлого) и предвосхищение (будущего) - это акты внастоящем. "Теперь явспоминаюсвои ошибки", - говорит клиент. Отметьте разницу между этими словами и простым погружением в воспоминания. Или он может сказать: "Япланируюсделать эту работу в среду", - и это нечто большее, нежели праздные мечты.

Манипулятор, жизнь которого уходит на воспоминания о прошлом или разговоры о будущем, ничего не выносит из этих мысленных путешествий во времени. Наоборот, он истощается и опустошается; его поведение не активно, а пассивно. Как говорил Перлз, ссылки на прошлое и обещания на будущее не повышают ценность нашей личности. "Я не виноват, жизнь так сложилась", - ноет манипулятор. - "Я пока еще не готов что-либо менять, но я себя еще покажу!"

Актуализатор, напротив, черпает ощущение собственной самоценности из адекватности того, что он делает на работе или во время отдыха. Подмену дела объяснениями или обещаниями - самооправдательными или самообвинительными - он считает недостойной ложью. Действуя, и оставаясь при этом собой, он укрепляет веру в себя и способствует своему самоутверждению.

"Я так бодро чувствовал себя, когда работал сегодня в саду".

"Здорово! Как хорошо просто бежать, подпрыгивая!"

"Неплохо бы пойти поспать, - потрудился я на славу".

"Чувствую себя, как рыба в воде. Я полностью выкладываюсь и делаю то, на что способен!"

Внимательно рассмотрев идею здорового человека как существа, которое живет главным образом настоящим, мы приходим к следующему заключению: такая полнота присутствия в настоящем не нуждается в каком-то внешнем подкреплении и обосновании. Сказать: "Я соответствую моменту", а не "соответствовал" или "буду соответствовать", значит утвердить себя и оправдать свое существование. Ощущение того, что "я есть", ощущение своего бытия самоцельно. Оно самоценно и самооправдано. Оно и служит наградой за актуализацию, воплощение себя в действительность данного момента.

Маслоу писал, что человек, воспринимающий время подобным образом, живет в состоянии "творческой невинности":

"Для детей характерно полное и безоговорочное принятие всего происходящего, поскольку у них, с одной стороны, очень мало воспоминаний и очень малая опора на прошлое, а с другой, они еще не умеют прогнозировать будущее. Вследствие этого ребенок - как бы существо без прошлого и будущего.

Если ни о чем не жалеешь и ничего не ожидаешь, если нет ни предвкушений, ни предчувствий, если, в определенном смысле, нет будущего, поскольку ребенок движется только между "здесь" и "сейчас", - не может быть ни ликования, ни разочарования. Вероятность того или иного события одинакова. Это "абсолютное ожидание" и созерцание, лишенное каких бы то ни было требований в пользу одного события, а не другого. Нет никаких прогнозов, нет предзнаменований, а это значит, что нет ни беспокойства, ни тревоги, ни опасений, ни дурных предчувствий.

Все это относится и к моей концепции творческой личности, - личности, что полностью присутствует здесь и сейчас, а не в прошлом или будущем. Иначе говоря, творческая личность невинна. Это зрелая личность, которая сохранила способность воспринимать, думать и реагировать, как ребенок. Она невинна "вторичной невинностью" умудренного опытом старца, который сумел вернуть себе способность быть ребенком"18.

18Abraham H. Maslow, "Innocent Cognition (as an aspect of B-Cognition)", Notes on D-Psychology (La Jolla, Calif.: Western Behavior Sciences Institute, August 31, 1961). pp. 1-2.

Поэт Калил Гибран выразил это так:

Вневременное в нас -

Есть осознание вневременного в жизни.

Постигнув же вчера как память,

Что лишь сегодня существует,

А завтра - как мечту сегодня,

Позволь ему в себе объять их:

И прошлое - воспоминаньем,

И будущее - устремленьем страстным.19

19 Kahlil Gibran "The Prophet" (New York: Alfred A. Knopf, 1923), pp. 70-71. Used by permission.