Родитель-манипулятор.
Конечно, манипуляторами не рождаются. Их старательно лепят, создают из здоровых маленьких детей, вводя их за руку в манипулятивный мир современного человека. Первый урок они получают, разумеется, от своих родителей, которые являют собой уже готовый продукт нашего манипулятивного общества; дети - это пока еще полуфабрикат.
Манипулятивные родители полагают, что их родительский долг в том, чтобы на каждом шагу контролировать поведение своих детей. И ответственность за детей часто перерождается у них в ощущение собственного всемогущества. В отношениях с детьми они входят в роль Бога и Судьи.
Главное выражение, к которому такой родитель прибегает в воспитании, - "ты должен". Он в самом деле уверен, что манипуляция поведением необходима, и что его богоподобные тирады изменят не только поведение, но и само существо ребенка. Родительское "ты должен" имеет множество вариантов: "ты можешь", "ты не можешь", "ты хочешь", "ты не хочешь" и т.д.
Один из основных приемов родителя, как всемогущего судьи, - управление с помощью чувства вины. Если ребенок не делает того, чего добивается от него родитель, последний старается вызвать у ребенка чувство вины. Хитрому Фредди он скажет: "Фу, какой размазня, - будь большим мальчиком". Крутому Тому: "Стыдно обижать других детей!". Карлу-Победителю: "Недостойно во всем стремиться быть первым".
Универсальной добавкой к укоризненным замечаниям служит шантаж: "Ты своими фокусами доведешь меня до инфаркта. Вот увидишь, доведешь!" Даже если у родителей и много лет спустя сердце будет биться ровно и спокойно, дети уже не смогут избавиться от глубоко засевшего в них чувства вины и будут ждать сердечного приступа со дня на день. И если старость со временем доведет человеческое существование родителя до логического конца, кто-нибудь из манипулятивных тетушек или дядюшек вполне может воскликнуть над гробом: "А все потому, что ты в три года так плохо ел кашу!"
Еще один прием родителя-манипулятора состоит в том, чтобы поощрять в ребенке ориентацию на других. Обращаясь к Фредди, такой родитель скажет: "Ты же не хочешь, чтобы люди подумали, что ты не можешь сделать это?" Тому: "Что люди подумают, когда услышат, как ты разговариваешь?" Карлу: "Да с таким мальчиком никто дружить не будет" и т.д.
Использование любви - третий и самый болезненный прием манипулирования. "Я просто не буду тебя любить, если ты будешь таким глупым", говорит родитель Хитрому Фредди. Крутому Тому он скажет: "Ты меня не любишь, иначе ты бы не вел себя так". Говоря Карлу-Победителю: "Я так люблю тебя, когда ты получаешь хорошие оценки", он подкрепляет его соревновательность. В данном случае, родитель манипулирует ребенком из позиции Славного Парня.
Еще один прием манипулирования - использование ожиданий. Обращаясь к Фредди, родитель говорит: "Ты же хочешь вырасти таким большим и сильным, как папа?" Тому: "Буду надеяться, ты сделаешь так, как я сказал." Карлу: "В нашей семье все хорошо учились".
В родительском репертуаре существует множество подобных приемов, и каждый из вас, несомненно, сможет припомнить несколько из них. Но насколько они эффективны? И не они ли виноваты в том, что в наших отпрысках так плохо приживается ожидаемое поведение? Действительно ли они повышают дисциплинированность ребенка?
- Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации
- Часть Первая. Человек перед выбором: манипуляция или актуализация. Глава 1. Проблема.
- Глава 2. Манипулятор.
- Причины манипуляции.
- Игры и манипулирование.
- Сводка манипулятивных схем.
- Глава 3. Актуализатор.
- Основные характеристики манипуляторов и актуализаторов.
- Различия между манипулятивными и актуализирующими отношениями.
- Интеграция.
- Несовершенство самоактуализирующихся людей.
- Часть вторая. Цели актуализации. Глава 4. Контакт как альтернатива манипуляции.
- Отношения глубинные и обусловленные.
- Контакт и уход от контакта.
- Эмоции как средство контакта.
- Подавление эмоций как средство контроля.
- Часть вторая. Цели актуализации. Глава 5. Честно выражать свои чувства.
- Природа чувств.
- Манипулирование чувствами других людей.
- Обманные приемы манипуляторов.
- Конгруэнтность и актуализация.
- Манипулятивные формы общения.
- Актуализационные формы общения.
- Глава 6. Доверять себе здесь и сейчас.
- Настоящее, прошлое и будущее.
- Ориентация на себя и ориентация на других.
- Ориентация на настоящее и актуализация.
- Выводы.
- Заключение.
- Глава 7. Свобода и сознавание.
- Свобода.
- Смирение, или отказ от борьбы.
- Всемогущество или человечность?
- Сознавание.
- Глава 8. Личный контроль.
- Роль религии.
- Глава 9. Дети и родители.
- Типы детей-манипуляторов.
- Родитель-манипулятор.
- Дисциплинарные методы.
- Теория дисциплины.
- Актуализирующий родитель.
- Подход, центрированный на актуализации.
- Билль о правах актуализирующихся родителей.
- Часть III. Примеры манипуляции и актуализации. Глава 10. Подростки.
- Как подростки манипулируют родителями.
- Как родители манипулируют подростками.
- Примеры.
- Актуализирующие отношения между родителем и подростком.
- Актуализирующийся подросток.
- Часть III. Примеры манипуляции и актуализации. Глава 11. Влюбленные.
- Джим и Джейн.
- Мэри и Мак.
- Mapвин.
- Джим и Джейн.
- Мэри и Мак.
- Mapвин.
- Выводы.
- Глава 12. Учителя и ученики.
- Манипулятивное и актуализационное преподавание.
- Отношения между подростком и учителем.
- Манипуляции учащихся.
- Манипуляции учителей.
- Актуализационное обучение.
- Глава 13. Мужья и жены.
- Манипулятивная и актуализационная любовь.
- Б-любовь и д-любовь.
- Гнев и ненависть.
- Значение конфликта.
- Борьба между супругами.
- Деструктивные стили борьбы.
- Конструктивные стили борьбы.
- Глава 14. Прибыль или личность?
- Часть IV. Процесс актуализации. Глава 15. Актуализационная терапия.
- Актуализационная терапия.
- Групповая терапия как средство переквалификации манипулятора в актуализатора.
- Актуализационное значение конфликта.
- Процесс актуализационной терапии.
- Глава 16. От манипуляции к актуализации.
- Пример 1. Инженер, 43 года.
- Пример 2. Домохозяйка, 25 лет.
- Пример 3. Врач, 43 года.
- Пример 4. Студентка, 26 лет.
- Пример 5. Священник, 36 лет.
- Пример 6. Я сам.
- Ранние воспоминания
- Колледж и военная служба
- Аспирантура
- Я - психолог
- Становление личностью
- Заключение.
- Приложение переводчика. Десять ассертивных прав человека.