Сознавание.
Вероятно, самая ценная идея, которую я могу предложить в этой книге, заключается в следующем: чтобы жить нормально и счастливо, человеку не обязательно быть манипулятором. И, что не менее ценно, ему не обязательно быть жертвой манипуляций. Надо просто сознавать свои и чужие манипуляции, ибо по мере роста сознавания манипуляция уменьшается, а актуализация увеличивается.
Для развития сознательности можно использовать базовую гештальттерапевтическую методику, называемую "континуум сознавания". Она состоит в следующем: человек учится сосредотачиваться на постоянно сменяющихся моментах сознаваемой действительности и просто выражать то, что он испытывает в каждый данный момент времени. При этом фокус внимания естественным образом все время блуждает по трем измерениям: 1) здесь - там (в другом месте); 2) сейчас - тогда (в прошлом или в будущем); 3) чувства/ощущения - мысли.
Помогая клиенту упражнять сознавание, терапевт постоянно предлагает ему закончить следующее предложение: "Здесь и сейчас я сознаю, что...". Клиент описывает, что он чувствует, думает и ощущает здесь-и-сейчас. Когда он думает, он вспоминает прошлое или планирует будущее; его ощущения - это то, что он сейчас видит или слышит; его чувства - это эмоции, которые он испытывает в данный момент. Рассмотрим следующий диалог:
Терапевт.Закончите предложение: "Здесь и сейчас я сознаю, что...".
Клиент.Здесь и сейчас я сознаю, что боюсь.
Терапевт. Где вы ощущаете этот страх?
Клиент.В своем голосе, который звучит слабо, и в руках, которые стали влажными и холодными.
Терапевт.Что еще вы сознаете?
Клиент.Я сознаю шум кондиционера.
Терапевт.Что еще вы сознаете?
Клиент.Я сознаю шероховатую ткань подлокотника этого кресла.
Терапевт.Где вы ощущаете эту шероховатость?
Клиент.Я ощущаю эту шероховатость ладонью своей руки.
Терапевт.Вы сознаете, что стучите ногой?
Клиент.Я сознаю, что стучу ногой.
Терапевт.Кого вам хотелось бы стукнуть?
Клиент.Вас, за то, что вы заставляете меня выполнять эти дурацкие упражнения.
Этот пример иллюстрирует, как важно уметь сознавать очевидное. Манипулятор по привычке не видит и не слышит таких мелочей, как движения собственных рук или ног, выражение своего лица, позу, интонацию своего и чужого голоса. По мере того как с помощью упражнений, подобных представленному выше, его сознательность возрастает, он постепенно оживает. Он перестает полагаться на собственные расчеты, как это свойственно манипуляторам, и начинает доверять своим спонтанным реакциям на окружающий мир.
Почему сознавание так важно? Нередко говорят, что оно составляет цель психотерапии. Дело в том, что сознавание приводит к серьезным изменениям в человеке. Сознавание - это форма отказа от борьбы, "позволение быть" тому, что есть. В результате силы могут быть направлены в конструктивное русло. Скажем, сознавание суетности и никчемности тех лживых манипулятивных ролей, которые всем нам приходится играть иногда ради достижения каких-то иллюзорных выгод, создает почву для естественного стремления к актуализации.
В безопасной обстановке терапевтической ситуации индивид может осознать и критически осмыслить свои типичные манипулятивные роли, независимо от того, сколь глупыми или смешными они могут быть. Поняв, что постоянно защищается от их сознавания, он обретет свободу действий, которая позволит ему преобразовать эти роли в соответствующее актуализационное поведение. Такое поведение будет восприниматься как органичное, естественное, идущее изнутри, а не навязанное извне. Путь к эмоциональному здоровью лежит через творческое выражение своего манипулятивного потенциала, а не через сдерживание или отказ от него во имя неких идеальных образцов.
Следующий отрывок терапевтического сеанса довольно показателен:
Терапевт.Что вы сейчас сознаете?
Клиент.Я сознаю, что хочу вас ударить.
Терапевт. Станьте собой, которая хочет ударить.
Клиент. Я хочу вас ударить, потому что вы не хотите принимать за меня решения.
Терапевт. Теперь станьте мной и ответьте.
Клиент. Глория, ты никогда не повзрослеешь, если будешь препоручать мне свои решения.
Терапевт. И что вы ответите?
Клиент. Вы правы, черт вас возьми!
Предлагая клиентке прочувствовать свою манипуляцию, а затем сыграть противоположную роль (которую ей приходится искать в самой себе) терапевт подводит ее к открытию собственного актуализационного потенциала, который нетронутым лежит в глубинах ее души.
- Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации
- Часть Первая. Человек перед выбором: манипуляция или актуализация. Глава 1. Проблема.
- Глава 2. Манипулятор.
- Причины манипуляции.
- Игры и манипулирование.
- Сводка манипулятивных схем.
- Глава 3. Актуализатор.
- Основные характеристики манипуляторов и актуализаторов.
- Различия между манипулятивными и актуализирующими отношениями.
- Интеграция.
- Несовершенство самоактуализирующихся людей.
- Часть вторая. Цели актуализации. Глава 4. Контакт как альтернатива манипуляции.
- Отношения глубинные и обусловленные.
- Контакт и уход от контакта.
- Эмоции как средство контакта.
- Подавление эмоций как средство контроля.
- Часть вторая. Цели актуализации. Глава 5. Честно выражать свои чувства.
- Природа чувств.
- Манипулирование чувствами других людей.
- Обманные приемы манипуляторов.
- Конгруэнтность и актуализация.
- Манипулятивные формы общения.
- Актуализационные формы общения.
- Глава 6. Доверять себе здесь и сейчас.
- Настоящее, прошлое и будущее.
- Ориентация на себя и ориентация на других.
- Ориентация на настоящее и актуализация.
- Выводы.
- Заключение.
- Глава 7. Свобода и сознавание.
- Свобода.
- Смирение, или отказ от борьбы.
- Всемогущество или человечность?
- Сознавание.
- Глава 8. Личный контроль.
- Роль религии.
- Глава 9. Дети и родители.
- Типы детей-манипуляторов.
- Родитель-манипулятор.
- Дисциплинарные методы.
- Теория дисциплины.
- Актуализирующий родитель.
- Подход, центрированный на актуализации.
- Билль о правах актуализирующихся родителей.
- Часть III. Примеры манипуляции и актуализации. Глава 10. Подростки.
- Как подростки манипулируют родителями.
- Как родители манипулируют подростками.
- Примеры.
- Актуализирующие отношения между родителем и подростком.
- Актуализирующийся подросток.
- Часть III. Примеры манипуляции и актуализации. Глава 11. Влюбленные.
- Джим и Джейн.
- Мэри и Мак.
- Mapвин.
- Джим и Джейн.
- Мэри и Мак.
- Mapвин.
- Выводы.
- Глава 12. Учителя и ученики.
- Манипулятивное и актуализационное преподавание.
- Отношения между подростком и учителем.
- Манипуляции учащихся.
- Манипуляции учителей.
- Актуализационное обучение.
- Глава 13. Мужья и жены.
- Манипулятивная и актуализационная любовь.
- Б-любовь и д-любовь.
- Гнев и ненависть.
- Значение конфликта.
- Борьба между супругами.
- Деструктивные стили борьбы.
- Конструктивные стили борьбы.
- Глава 14. Прибыль или личность?
- Часть IV. Процесс актуализации. Глава 15. Актуализационная терапия.
- Актуализационная терапия.
- Групповая терапия как средство переквалификации манипулятора в актуализатора.
- Актуализационное значение конфликта.
- Процесс актуализационной терапии.
- Глава 16. От манипуляции к актуализации.
- Пример 1. Инженер, 43 года.
- Пример 2. Домохозяйка, 25 лет.
- Пример 3. Врач, 43 года.
- Пример 4. Студентка, 26 лет.
- Пример 5. Священник, 36 лет.
- Пример 6. Я сам.
- Ранние воспоминания
- Колледж и военная служба
- Аспирантура
- Я - психолог
- Становление личностью
- Заключение.
- Приложение переводчика. Десять ассертивных прав человека.