Манипулятивные формы общения.
Самые большие проблемы в связи с нашими чувствами возникают при общении. Как известно, любая коммуникация включает в себя как минимум два элемента: передачу и прием сообщения. Подобно передатчику, мы все время посылаем информацию. Но окружающие нас люди зачастую получают ее либо в искаженном виде, либо не получают вовсе. Рассмотрим некоторые из проблем, которые возникают у манипуляторов в сфере общения.
Первая группа проблем связана с ошибками в передаче, самая распространенная из которых -невыраженное ожидание.
Предположим, у мамы день рождения, и она тайно надеется, что кто-нибудь принесет ей кофе в постель, или что к завтраку ее ожидает какой-то приятный подарок. Но она ничем не выдает своего ожидания, а больше всего скрывает его от отца. И - ничего подобного не происходит. Мама ужасно расстроена. У нее плохое настроение, которое постепенно передается всем остальным. А все потому, что имело место невыраженное ожидание, которое не оправдалось. В человеческих отношениях, особенно в семье, витает целый сонм таких ожиданий, и стоит одному из них не сбыться, как жизнь превращается в ад. И все из-за того, что мы просто боимся сообщить о том, чего нам хочется.
Актуализатор понимает это, так как он достаточно искушен в коммуникации. Он не хочет идти через жизнь непонятым и знает, что многих недоразумений можно избежать. Достаточно просто сообщить, чего он хочет, а не морочить людям голову. Ведь если мы хотим чего-то, чего у нас нет, в нашу задачу входит дать об этом знать. [...]
Другую большую проблему составляет прием сообщения, и здесь мы совершаем не меньше ошибок, чем при передаче. Например, может оказаться, что мы игнорируем сообщение, хотя на самом деле его получили. Например, кто-то говорит нечто такое, что глубоко нас ранит, но мы не даем ему об этом знать. Игнорируя это, мы просто не реагируем на сказанное; а впоследствии у нас возникает чувство подавленности.
Вторая ошибка приема состоит в нейтрализацииадресованного нам сообщения. Здесь можно упомянуть о мере способности принимать любовь. Некто говорит: "Как вы сегодня привлекательны!", и вместо того, чтобы поблагодарить за комплимент, мы обычно говорим: "О, вы тоже прекрасно выглядите". Похоже, мы боимся почувствовать себя хорошо, когда кто-то дарит нам хорошее настроение. Мы стараемся отфутболить его назад дарителю, чтобы не испытать сообщенного нам чувства. Обычно в таких случаях я говорю своим клиентам: "Вы просто обкрадываете себя".
Третья ошибка приема - отвечать то, чего от вас ждут, даже если это не соответствует действительности. Какую бы глупость ни учудил наш собеседник, мы почему-то считаем своим долгом реагировать так, чтобы угодить ему. "Как тебе мой новый костюм?" - доверительно спрашивает приятель. "Он просто великолепен", - дежурно отвечаете вы, а сами думаете: "Боже, как он мог одеть такое?" Между тем вы могли бы просто сказать, например: "Мне нравится вырез жилетки" или "Очень неожиданная, оригинальная расцветка". Даже если вы скажете, что костюм не в вашем вкусе, ничего страшного не произойдет. И мы бы так не боялись несовпадения во вкусах, если бы не навязанный нам "комплекс Дейла Карнеги", - глубокая вера в то, что мы непременно должны "влиять на людей и приобретать друзей".
Наконец, манипулятор может намеренно отвечать не то, что от него ждут. Скажем, жена за обедом спрашивает мужа: "Как тебе понравился ростбиф?" Может случиться, что муж - манипулятор, склонный искать во всех ее высказываниях скрытый умысел и подтекст; и он вовсе не собирается давать ей тот ответ, на который она рассчитывает. Одно из правил его игры - не позволить жене получить удовольствие от своего умения готовить. Поэтому муж отвечает: "Откровенно говоря, он далеко не так хорош, как обычно получалось у моей матери".
- Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации
- Часть Первая. Человек перед выбором: манипуляция или актуализация. Глава 1. Проблема.
- Глава 2. Манипулятор.
- Причины манипуляции.
- Игры и манипулирование.
- Сводка манипулятивных схем.
- Глава 3. Актуализатор.
- Основные характеристики манипуляторов и актуализаторов.
- Различия между манипулятивными и актуализирующими отношениями.
- Интеграция.
- Несовершенство самоактуализирующихся людей.
- Часть вторая. Цели актуализации. Глава 4. Контакт как альтернатива манипуляции.
- Отношения глубинные и обусловленные.
- Контакт и уход от контакта.
- Эмоции как средство контакта.
- Подавление эмоций как средство контроля.
- Часть вторая. Цели актуализации. Глава 5. Честно выражать свои чувства.
- Природа чувств.
- Манипулирование чувствами других людей.
- Обманные приемы манипуляторов.
- Конгруэнтность и актуализация.
- Манипулятивные формы общения.
- Актуализационные формы общения.
- Глава 6. Доверять себе здесь и сейчас.
- Настоящее, прошлое и будущее.
- Ориентация на себя и ориентация на других.
- Ориентация на настоящее и актуализация.
- Выводы.
- Заключение.
- Глава 7. Свобода и сознавание.
- Свобода.
- Смирение, или отказ от борьбы.
- Всемогущество или человечность?
- Сознавание.
- Глава 8. Личный контроль.
- Роль религии.
- Глава 9. Дети и родители.
- Типы детей-манипуляторов.
- Родитель-манипулятор.
- Дисциплинарные методы.
- Теория дисциплины.
- Актуализирующий родитель.
- Подход, центрированный на актуализации.
- Билль о правах актуализирующихся родителей.
- Часть III. Примеры манипуляции и актуализации. Глава 10. Подростки.
- Как подростки манипулируют родителями.
- Как родители манипулируют подростками.
- Примеры.
- Актуализирующие отношения между родителем и подростком.
- Актуализирующийся подросток.
- Часть III. Примеры манипуляции и актуализации. Глава 11. Влюбленные.
- Джим и Джейн.
- Мэри и Мак.
- Mapвин.
- Джим и Джейн.
- Мэри и Мак.
- Mapвин.
- Выводы.
- Глава 12. Учителя и ученики.
- Манипулятивное и актуализационное преподавание.
- Отношения между подростком и учителем.
- Манипуляции учащихся.
- Манипуляции учителей.
- Актуализационное обучение.
- Глава 13. Мужья и жены.
- Манипулятивная и актуализационная любовь.
- Б-любовь и д-любовь.
- Гнев и ненависть.
- Значение конфликта.
- Борьба между супругами.
- Деструктивные стили борьбы.
- Конструктивные стили борьбы.
- Глава 14. Прибыль или личность?
- Часть IV. Процесс актуализации. Глава 15. Актуализационная терапия.
- Актуализационная терапия.
- Групповая терапия как средство переквалификации манипулятора в актуализатора.
- Актуализационное значение конфликта.
- Процесс актуализационной терапии.
- Глава 16. От манипуляции к актуализации.
- Пример 1. Инженер, 43 года.
- Пример 2. Домохозяйка, 25 лет.
- Пример 3. Врач, 43 года.
- Пример 4. Студентка, 26 лет.
- Пример 5. Священник, 36 лет.
- Пример 6. Я сам.
- Ранние воспоминания
- Колледж и военная служба
- Аспирантура
- Я - психолог
- Становление личностью
- Заключение.
- Приложение переводчика. Десять ассертивных прав человека.