logo search
полифония

Задержание

Задержание складывается из трех моментов: приготовления, задержания и разрешения. Приготовление и разрешение всегда консонируют. Диссонирующим (связанным) голосом считается тот, который при переходе от приготовления к задержанию остается на месте и далее идет на секунду вниз, другой голос считается свободным.

В секунде диссонирует только нижний голос (нижний по реальному звучанию). Свободный голос (в секунде это всегда верхний) может двигаться или поступенно, или скачками (обязательно в консонанс), в момент приготовления, так же как и разрешения, или паузировать.

Исключаются следующие образцы задержания:

неприемлемо, т.к. задержание помещено в верхнем голосе;

неприемлемо, т.к. диссонирует приготовление (кварта);

неприемлемо, т.к. диссонирует разрешение (кварта);

неприемлемо, т.к. задержание не приготовлено;

неприемлемо, т.к. задержание не разрешено.

В кварте диссонировать может любой из голосов:

Исключаются следующие образцы:

неприемлемо, т.к. приготовление и разрешение образуют между собой параллельные квинты;

В септиме диссонирует только верхний (по реальному звучанию) голос:

В ноне диссонировать может любой из голосов (аналогично кварте):

Исключаются следующие образцы:

неприемлемо, т.к. приготовление и разрешение образуют между собой параллельные октавы;

не рекомендуется, т.к. ход нижнего голоса слишком мало скрашивает звучание параллельных октав.

Ундецима (кварта + октава) применяется аналогично кварте.

Квартдецима (септима + октава) используется аналогично септиме.

Более широкие интервалы в двухголосии не употребляются.

Все описанные условия использования задержаний можно свести в таблицу, удобную для запоминания.

Примем следующие условные обозначения:

а) каждый интервал будем отмечать цифрой, на единицу меньшей, чем общепринято: прима = 0, секунда = 1, терция = 2, кварта = 3, квинта = 4, и т.д. Это обозначение введено С.И.Танеевым в его труде «Подвижной контрапункт строгого письма».

б) В диссонирующих интервалах (1, 3,6, 8 и т.д.) будем ставить над и под цифрой черты, указывающие на необходимость присутствия задержания (т.е. связанного звука – нижнего или верхнего); в случаях невозможности задержания данную черту будем заключать в скобки: например, в секунде неприемлемо задержание верхнего звука, поэтому черта над цифрой единицы поставлена в скобки и т.д.

Таблица интервалов будет следующей:

В секунде 1 невозможно задержание в верхнем голосе, тогда как в ноне 8 применяются задержания как в нижнем, так и в верхнем голосах; в септиме 6 и в квартдециме (септима + октава) 13 – только в верхнем голосе.