9. Правила деления суммы на число и числа на произведение.
Если натуральные числа a и b делятся на натуральное число с то и их сумма делится на с.
Частное полученное при делении суммы a и b на число с равно сумме частных, полученных при делении a на с и b на с. (a + b):с = а : с + b : с
Доказательство: т.к. по условию а делится на с, существует такое n, которое является частным чисел а и c, т.е. а : с = n. Т.к. по условию b делится на с, то существует такое m, которое является частным чисел b и с, т.е. b : с = m. Тогда по определению частного через произведение получаем, а =с n, b=с m. Рассмотрим числа а и b. а + b (представим вместо а и b их значения) а + b = с n+с m= =с(n+m). По распределительному закону умножения относительно сложения вынесем с за скобку; т.к. числа n и m натуральные, то их сумма также натуральное, число обозначим буквой р. В итоге получим а + b = ср . Эта запись означает, что сумма чисел а и b делится на число с и частным будет число р, т.е. (a + b):с =р= а : с + b : с что и требовалось доказать.
Правило деления числа на произведение
Если натуральное число а делится на произведение чисел b и с, то чтобы разделить число а на произведение чисел b и с, достаточно разделить число а на b, а затем полученный результат разделить на с. а:( bс)=( а : b):с
Методика изучения этих правил деления в начальном курсе математики, возможности их использования при делении чисел.
В начальном курсе математики учащиеся знакомятся с правилами делениями суммы на число и деления числа на произведение.
Рассмотрим возможную методику изучения правила деления суммы на число. Учащимся предлагается задача: в новогоднем подарке было 9 шоколадных конфет и 6 карамельных. 3 мальчика разделили эти конфеты между собой. Сколько конфет досталось каждому? Учащиеся могут предложить следующие решения задачи, сначала узнаем, сколько всего конфет, а затем полученный результат разделим на 3. (9+6):3=15:3=5. Учитель предлагает проверить, правильно ли решена задача. В итоге, конфеты раздаются по 5 и дети видят, что задача решена, верно, у каждого мальчика по 5 конфет.
Но учитель спрашивает, почему 3-й мальчик грустный? (ему не досталось шоколадных конфет). А нельзя ли раздать конфеты, что бы было поровну и справедливо? И дети предлагают другое решение задачи: мы сначала разделим поровну все шоколадные конфеты, а затем карамельные (9+6):3=9:3+6:3=3+2=5. И опять учитель предлагает проверить задачу. В итоге всех этих обсуждений на доске появляются две записи, учитель обращает внимание, что делил суммы на число и формирует правило: сумму на число можно разделить двумя способами 1) Вычислим значение суммы и полученный результат разделим на число; 2) Разделим на число каждое слагаемое, полученный результат сложим. Используя данное правило учащиеся выполняют устное вычисление:36:3=(30+6):3=10+2=12 -представим число 36 суммой разрядных слагаемых 30 и 6.Нам удобно 30:3=10 и 6:3=2. 10+2=12
48:3=(30+18):3=10+6=16 -представим число 48 суммой удобных слагаемых, одно из которых самое большое круглое число до 48, которое делится на 3. Это 30, 30:3 и 18:3
Правилом деления числа на произведение читается так: число на произведение можно разделить разными способами: 12:(3*2)=12:6=2 Вычислим значение произведения, разделим число на полученный результат 12:(3*2)=(12:3):2=4:2=2 - разделим число на первый множитель и полученный результат разделим на второй множитель. 12:(3*2)= (12:2):3=6:3=2 -разделим число на второй множитель и полученный результат разделим на первый множитель. Это правило дети используют как при устных вычислениях, так и при выполнении письменных вычислений: 120:15=120:(3*5)=(120:3):5=40:5=8 при выполнении письменных вычислений, когда мы делим на круглое число._3286 80
320 4..
86
Первое неполное делимое 328 дес., значит, в частном будет две цифры. Разделим 328 на 80, для этого сначала разделим на 10, получим 32 и 32 разделим на 8, получим 4- 4 десятка будет в частном.
2 вопрос.
Учащимся предложено задание на классификацию и при этом основание классификации не указано, поэтому учащиеся могут предположить разные способы разбиения на две группы, например: 1) могут разбить по значению выражений 36:3=12, 72:3=12, 48:4=12; 70:5=14, 84:6=14; 2) могут разбить по другому: четное число и делимое нечетное число.
Но главная задача образовательная этого упражнения заключается в том, что бы дети смогли увидеть различные вычислительные приемы. Поэтому учитель должен добиться от детей разбиения по вычислительным приемам: делимое представляем суммой разрядных слагаемых и суммой удобных слагаемых: Разрядные (36:3, 48:4), удобные (72:6, 70:5, 84:6).
- Тонкм с методикой
- 1.Понятие счета эл-ов конечного мн-ва. Теоретико-множ смысл количественного натурального числа и нуля.
- 2 Вопрос
- 2.Теоретико-множественный смысл суммы целых неотрицательных чисел. Законы сложения.
- 2 Вопрос.
- 3.Теоретико-множественный смысл разности целых неотрицательных чисел. Определение разности через сумму. Условие существования разности в множестве целых неотрицательных чисел.
- 4.Правила вычитания числа из суммы и суммы из числа, их теоретико-множественная интерпретация.
- 5. Деление произведения целых неотрицательных чисел. Законы умножения
- 6. Дистрибутивные (распределительные) законы умножения относительно вычитания целых неотрицательных чисел , их теоретико-множественная интерпретация.
- 7.Теоретико-множественный смысл частного целого неотрицательного числа и натурального. Определение частного через произведение. Условие существования частного.
- 8. Определение частного через произведение. Невозможность деления на нуль.
- 9. Правила деления суммы на число и числа на произведение.
- 10. Теоретико-множественный смысл деления с остатком на множестве целых неотрицательных чисел.
- 2 Вопрос.
- 11Понятие числового выражения, числового равенства и неравенства. Основные свойства истинных числовых равенств и неравенств.
- 12.Понятие уравнения с одной переменной. Равносильные уравнения. Теоремы о равносильности уравнений.
- 13.Позиционные и непозиционные системы счисления. Особенности десятичной системы счисления. Сравнение чисел в десятичной системе счисления.
- 14.Алгоритм сложения многозначных чисел в десятиной системе счисления, теоретические положения, лежащие в его основе.
- 2 Вопрос:
- 15. Алгоритм вычитания чисел в десятичной системе счисления, теоретические положения , лежащие а его основе.
- 2 Вопрос:
- 16.Алгоритм умножения многозначных чисел в десятичной системе счисления, теоретические положения, лежащие в его основе.
- 2 Вопрос
- 17.Смысл сложения и умножения натур чисел, полеченных в результате измерения величин.
- 2Вопрос
- 18.Понятие плоской фигуры и ее измерения.Равновеликие фигуры.Измерение площади фигуры при помощи фигуры.
- 2 Вопрос.
- 19.Понятие дроби и положительного рационального числа. Равенство дробей.
- 2 Вопрос.
- 20.Особенности математических понятий. Объём и содержание понятий. Структура определения понятия через род и видовое отличие.
- 21.Понятие высказывания и высказывательной формы (предиката). Высказывание с кванторами. Способы установления их значений истинности.
- 22.Понятие бинарного отношения и высказывательной формы (предиката). Высказывания с кванторами.
- 23. Отношение эквивалентности и его связь с разбиением на папарно-непересекающиеся подмн-ва или классы.
- 24.Понятие соответствия между элементами двух множеств. Соответствие обратное данному. Взаимно-однозначные соответствия. Равномощные мн-ва
- 25.Определение числовой функции. Способы ее задания. Прямая пропорциональная.