6. Дистрибутивные (распределительные) законы умножения относительно вычитания целых неотрицательных чисел , их теоретико-множественная интерпретация.
Для действия умножения выполняются дистрибутивные или распределительные законы умножения относительно вычитания и сложения.
(a + b) * c = a * c + b * c
Для любых целых неотрицательных чисел a, b, c выполняется равенство: произведение суммы чисел а и b и числа с, равно сумме произведений чисел а и с и b и с.
(a - b) * c = a * c - b * c
Для любых целых неотрицательных чисел a, b, c, при условии, что a>=b выполняется равенство: произведение разности и b и числа с, равно разности произведений чисел а и с и b и с.
Рассмотрим теоретико-множественную интерпретацию распределительного закона умножения относительно сложения. Пусть а=1, b=3, c=2
Возьмем множества А, В, С, такие, что: n (A) = 1, n (B) = 3, n (C) = 2
А = (а), В = (b, c, d), C = (2, 8) (фигурн. ск.)
Рассмотрим левую часть равенства: (a + b) * c
1)Найдем сумму чисел a и b: a + b = n (A U В) - она равна числу элементов множеств А и В. A U В = (a, b, c, d)
2)Умножим полученную сумму на число с: (a + b) * c = n (A U B) * C - произведение равно числу элементов декартового произведения объединения множеств А и В на С.
(A U B) * C = (a; 2), (a; 8), (b; 2), (b; 8), (c; 2), (c; 8), (d; 2), (d; 8)
Рассмотрим правую часть: a * c + b * c
1) Найдем произведение чисел а и с. а * с = n (A * B) - оно равно числу элементов декартова произведения множеств А и С:
А * С =n (а; 2), (а; 8)
2) Найдем произведение чисел b и с: b * с = n (B * C) - оно равно числу элементов декартова произведения множеств В и С. В * С = (b; 2), (b; 8), (c; 2), (c; 8), (d; 2), (d; 8)
3) Найдем сумму полученных произведений: a * c + b * c = n (A*C) U (B*C) - она равна числу элементов объединения декартова произведения множеств А и С и В и С.
(A*C) U (B*C) = (a; 2), (a; 8), (b; 2), (b; 8), (c; 2), (c; 8), (d; 2), (d; 8)
Мы видим частях получились равные множества, содержащие по 8 элементов. Это подтверждает правильность рассматриваемого закона.
Методика изучения распределительного свойства умножения относительно сложения в начальном курсе математики.
В начальном классе дети знакомятся этим законом, который по-другому называется правилом умножения суммы на число.
Рассмотрим возможную методику изучения этого правила:
Учитель предлагает учащимся прочитать записанное на доске выражение:
(4+3) * 2 = Сумму чисел 4 и 3 умножить на число 2. Учитель предлагает детям найти значение этого выражения. Учащиеся, зная порядок выполнения действий в выражениях со скобками, находят значение выражения.
Учитель обращает внимание на то, что сумму умножали на число и говорит, что сумму на число можно умножить и по-другому. На доске появляется иллюстрация: в ряду 4 красных круга, 3 зеленых, под ними черта и точно такой же ряд.
- Круги какого цвета вы видите? - (красные и зеленые). Как они расположены7 - (в 2 ряда). Сколько кругов красного цвета в каждом ряду7 - (4). Зеленого? - (3). Сколько всего рядов? - (2). Наша задача подсчитать количество кругов. Один способ указан на доске: (4+3) * 2 = 7 * 2 = 14.. посмотрите на запись и попробуйте объяснить выражение (узнали количество кругов в ряду а затем, сколько таких кругов в 2 рядах). Предложить детям догадаться, как можно подсчитать по-другому. Можно предложить подсказку: Посмотрите, наверное не случайно у нас круги разного цвета ( провести линию между кругами разных цветов). Дети предлагают подсчитать сначала число красных кругов, затем - зеленых, получ. результ. сложить. (4 + 3) * 2 = 4 * 2 + 3 * 2 = 8 + 6 = 14
Вывод: сумму на число можно умножить разными способами: 1) Вычислить значение суммы и полученный результат умножить на число, 2) Умножить на число каждое из слагаемых, результаты сложить.
Используя это свойство, учащиеся выполняют устные вычисления умножения двузначного числа на однозначное: 23 * 4 = (20 + 3) * 4. (привести примеры рассуждений: представим число 23 в виде суммы разрядных слагаемых…). Аналогично происходит выполнение устных вычислений умножения трехзначного числа на однозначное.
Второй вопрос:
Данное упражнение относится к проблемно-поисковым, оно нацелено на лучшее усвоение распределительного закона умножения относительно сложения и на умении применять его в нестандартных ситуациях.
Рассуждения: 1) В левой части мы видим, что сумма умножается на число. Мы знаем, что сумму на число можно умножить разными способами. В правой части мы видим, что на число умножили первое слагаемое. Значит, по свойству мы должны умножить второе слагаемое на число аналогично. Получим 49.
2) В левой части мы видим, что сумма умножается на число. Мы знаем, что сумму на число можно умножить разными способами. В правой части мы видим сумму 2 чисел, которая может получиться, если каждое слагаемое умножить на число. Найдем эти слагаемые при помощи деления. (35:5=7, 45:5=9).
- Тонкм с методикой
- 1.Понятие счета эл-ов конечного мн-ва. Теоретико-множ смысл количественного натурального числа и нуля.
- 2 Вопрос
- 2.Теоретико-множественный смысл суммы целых неотрицательных чисел. Законы сложения.
- 2 Вопрос.
- 3.Теоретико-множественный смысл разности целых неотрицательных чисел. Определение разности через сумму. Условие существования разности в множестве целых неотрицательных чисел.
- 4.Правила вычитания числа из суммы и суммы из числа, их теоретико-множественная интерпретация.
- 5. Деление произведения целых неотрицательных чисел. Законы умножения
- 6. Дистрибутивные (распределительные) законы умножения относительно вычитания целых неотрицательных чисел , их теоретико-множественная интерпретация.
- 7.Теоретико-множественный смысл частного целого неотрицательного числа и натурального. Определение частного через произведение. Условие существования частного.
- 8. Определение частного через произведение. Невозможность деления на нуль.
- 9. Правила деления суммы на число и числа на произведение.
- 10. Теоретико-множественный смысл деления с остатком на множестве целых неотрицательных чисел.
- 2 Вопрос.
- 11Понятие числового выражения, числового равенства и неравенства. Основные свойства истинных числовых равенств и неравенств.
- 12.Понятие уравнения с одной переменной. Равносильные уравнения. Теоремы о равносильности уравнений.
- 13.Позиционные и непозиционные системы счисления. Особенности десятичной системы счисления. Сравнение чисел в десятичной системе счисления.
- 14.Алгоритм сложения многозначных чисел в десятиной системе счисления, теоретические положения, лежащие в его основе.
- 2 Вопрос:
- 15. Алгоритм вычитания чисел в десятичной системе счисления, теоретические положения , лежащие а его основе.
- 2 Вопрос:
- 16.Алгоритм умножения многозначных чисел в десятичной системе счисления, теоретические положения, лежащие в его основе.
- 2 Вопрос
- 17.Смысл сложения и умножения натур чисел, полеченных в результате измерения величин.
- 2Вопрос
- 18.Понятие плоской фигуры и ее измерения.Равновеликие фигуры.Измерение площади фигуры при помощи фигуры.
- 2 Вопрос.
- 19.Понятие дроби и положительного рационального числа. Равенство дробей.
- 2 Вопрос.
- 20.Особенности математических понятий. Объём и содержание понятий. Структура определения понятия через род и видовое отличие.
- 21.Понятие высказывания и высказывательной формы (предиката). Высказывание с кванторами. Способы установления их значений истинности.
- 22.Понятие бинарного отношения и высказывательной формы (предиката). Высказывания с кванторами.
- 23. Отношение эквивалентности и его связь с разбиением на папарно-непересекающиеся подмн-ва или классы.
- 24.Понятие соответствия между элементами двух множеств. Соответствие обратное данному. Взаимно-однозначные соответствия. Равномощные мн-ва
- 25.Определение числовой функции. Способы ее задания. Прямая пропорциональная.