Задача № 7.
Тема: Решение систем нелинейных уравнений с двумя неизвестными методом простых итераций.
F1(x1,x2) = 0
F2(x1,x2) = 0
Задание: Найти корень системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными: методом простых итераций с точностью = 0,01.
Указание по выполнению: прежде, чем начать выполнение задачу необходимо определить приближённое значение корня данного уравнения. Это можно сделать графически или построить таблицу значений функций на некотором, достаточно обширном, диапазоне значений аргументов. Описанные действия можно выполнить с применением компьютера и электронной таблицы Ms Excel. Средствами Ms Excel можно построить в одной системе координат гладкие графики функций, соответствующие уравнениям системы, и с их помощью определить вектор начального приближения к корню заданной системы уравнений. Далее, необходимо преобразовать начальную систему уравнений к виду:
Д ля этого необходимо определить частные производные в точке х0:
F1 ; F1 ; F2 ; F2 .
x1 x=x0 x2 x=x0 x1 x=x0 x2 x=x0
Полученные значения частных производных подставляем в системы линейных уравнений (получаем две независимых системы линейных уравнений, каждая из которых содержит две неизвестных):
1 + 11 + 12 = 0
11 + 12 = 0
21 + 22 = 0
1 + 21 + 22 = 0
Из данных систем уравнений находим неизвестные 11, 12, 21, 22 . После чего определяем функции G1(x1, x2) и G2(x1, x2), которые имеют вид:
G1(x1, x2) = х1 + 11 F1(x1,x2) + 12 F2(x1,x2)
G2(x1, x2) = х2 + 21 F1(x1,x2) + 22 F2(x1,x2)
После чего, по полученным итерационным формулам выполняются необходимые вычисления для решения данной задачи. Указанная точность вычислений считается достигнутой, если максимальная из разностей (взятой по модулю) координат векторов - корней уравнения, полученных в двух соседних итерациях, по модулю не превышает заданного :
max | xj i+1 - xj i)| < , j -номер координаты вектора, i, i+1 – номера итераций.
j=1,2
Результаты выполнения данной задачи определяются правильно выполненной проверкой метода на сходимость и преобразованием уравнений:
G1(x1,x2) = x1 к виду
G2(x1,x2) = x2 .
В ариант 1.
х1>0
Вариант 2.
x1<0
В ариант 3. x1 >0
Вариант 4.
x2<0
В ариант 5.
x1<0
Вариант 6.
x1>0
Вариант 7.
x1>0
Вариант 8.
x2>0
Вариант 9.
x2>0
Вариант 10.
x1>0
- Содержание комплекса.
- Примерный тематический план дисциплины “Численные методы”.
- Содержание дисциплины “Численные методы”.
- Тема 1. Численные методы решения нелинейных уравнений.
- Тема 2. Аппроксимация функций. Интерполяция функций.
- Тема 3. Численное дифференцирование. Численное интегрирование. Численные методы решения дифференциальных уравнений.
- Справочная литература.
- Часть вторая. Конспект лекций по дисциплине “Численные методы”.
- Лекция №1. Решение нелинейных уравнений. Метод половинного деления.
- Лекция № 2. Метод итераций для одного уравнения с одним неизвестным.
- Лекция № 3. Аппроксимация функций. Метод наименьших квадратов.
- Лекция № 4. Интерполирование функций. Формула Лагранжа.
- Лекция № 5. Интерполирование функций кубическими сплинами.
- Лекция № 6. Численное дифференцирование.
- Лекция № 7. Численное интегрирование.
- Лекция № 8. Численные методы безусловной оптимизации.
- Понятие о численном решении задачи Коши.
- Часть третья. Вопросы к зачёту по дисциплине “Численные методы”.
- Часть четвёртая. Примеры практических заданий к зачёту по дисциплине “Численные методы”.
- Часть пятая. Варианты практических заданий зачёту по численным методам.
- Варианты заданий для практической работы.
- Задача № 2.
- Задача № 3.
- Задача № 4.
- Задача № 5.
- Задача № 6.
- Задача № 7.
- Задача № 8.
- Задача № 9.
- Задача № 10
- Список используемой литературы: