Лекция №1. Решение нелинейных уравнений. Метод половинного деления.
1. Отделение корней.
Пусть - некоторое уравнение. Число с называют корнем или решением данного уравнения, если оно, будучи подставленным в это уравнение, обращает его в верное числовое равенство, то есть . Также число с называют нулём функции
При решении некоторых нелинейных уравнений невозможно найти корни с помощью традиционных методов, применявшихся ранее. Заметим, что, как правило, эти методы решения относятся к каким-либо конкретным классам уравнений: алгебраических, тригонометрических, показательных и так далее. Но, например, даже такое, внешне несложное уравнение, как , невозможно решить привычными способами. Для алгебраических уравнений доказано, что не существует общих формул вычисления корней для уравнений степени выше четвёртой. Поэтому во многих случаях приходится прибегать к численным методам решения уравнений, которые позволяют найти действительные корни уравнения с любой заранее заданной точностью.
Процесс нахождения действительных корней с определённой точностью можно разделить на два этапа:
1) отделение корней, то есть установление числовых промежутков, в каждом из которых содержится один корень уравнения;
2) вычисление корня, принадлежащего данному промежутку, с заданной точностью.
Известно, что если функция непрерывна и принимает на концах отрезка значения разных знаков, то внутри этого промежутка найдётся хотя бы один нуль функции. Условие, согласно которому функция принимает на концах отрезка значения разных знаков, можно сформулировать в виде:
Отделение корней уравнения для непрерывной в области определения функции можно осуществить различными способами.
1) Составляют таблицу значений функции на определённом промежутке изменения переменной х, и если окажется, что для соседних значений аргумента значения функции имеют разные знаки, то нуль функции (и корень уравнения) находится между ними.
2) Уравнение заменяют равносильным ему . Строят графики функций и ; искомые корни являются абсциссами точек пересечения этих графиков.
3) Строят график функции на промежутке изменения х; тогда абсциссы точек пересечения графика с осью ОХ – нули функции (и корни данного уравнения).
Заметим, что перечисленные способы не только позволяют отделить корни, но и определить их количество.
Пример 1. Выяснить, сколько корней имеет уравнение , и найти промежутки, в которых эти корни находятся.
Решение.
Рассмотрим три функции:
Уравнение эквивалентно уравнению Отделим его корни первым из перечисленных способов. Из таблицы значений функции на промежутке с шагом изменения х, равным 1, видно, что существуют корни уравнения на отрезках и так как значения функции имеют на концах этих отрезков разные знаки.
x | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 |
f(x) | -14,05 | -4,14 | 1,63 | 3,00 | -0,72 |
(x) | -14,00 | -4,00 | 2,00 | 4,00 | 2,00 |
(x) | 0,05 | 0,14 | 0,37 | 1,00 | 2,72 |
Заметим, что аналогичный результат получится, если использовать второй способ, построив графики указанных функций (необходимые данные содержатся в таблице).
2. Метод половинного деления для уравнения f(x)=0.
Пусть дано уравнение
,
причём функция непрерывна на отрезке и Для вычисления корня уравнения (*), принадлежащего указанному промежутку, найдём середину этого отрезка: Если , то для продолжения вычисления выберем ту из частей данного отрезка или , на концах которой функция имеет противоположные знаки. Концы нового отрезка обозначим
Новый суженный промежуток снова делим пополам и проводим вычисления по указанной схеме и так далее. В результате получаем либо точный корень на одном из этапов, либо последовательность вложенных отрезков таких, что
Число с – общий предел последовательностей и - является корнем уравнения (*). Оценку погрешности решения на п-м шаге вычислений можно получить из соотношения (3) в виде
Здесь с точностью , не превышающей
Пример 2. Методом половинного деления найти корень уравнения с точностью =0,01.
Решение.
В предыдущем примере было при отделении корней уравнения установлено, что один из искомых корней принадлежит отрезку . На каждом шаге вычислений значение корня принимаем равным с погрешностью . Будем производить вычисления и выбирать последовательность вложенных отрезков , используя условие (2). Имеем
Так как и , то принимаем:
Тогда
Здесь
Следовательно,
Тогда
Производя вычисления далее (рекомендуется воспользоваться специальной компьютерной программой), можно убедиться, что требуемая точность достигается на 7-м шаге: с погрешностью
Задание.
Методом половинного деления найти корни уравнений (предварительно отделив их):
с точностью до 0,001;
с точностью до 0,01.
.
- Содержание комплекса.
- Примерный тематический план дисциплины “Численные методы”.
- Содержание дисциплины “Численные методы”.
- Тема 1. Численные методы решения нелинейных уравнений.
- Тема 2. Аппроксимация функций. Интерполяция функций.
- Тема 3. Численное дифференцирование. Численное интегрирование. Численные методы решения дифференциальных уравнений.
- Справочная литература.
- Часть вторая. Конспект лекций по дисциплине “Численные методы”.
- Лекция №1. Решение нелинейных уравнений. Метод половинного деления.
- Лекция № 2. Метод итераций для одного уравнения с одним неизвестным.
- Лекция № 3. Аппроксимация функций. Метод наименьших квадратов.
- Лекция № 4. Интерполирование функций. Формула Лагранжа.
- Лекция № 5. Интерполирование функций кубическими сплинами.
- Лекция № 6. Численное дифференцирование.
- Лекция № 7. Численное интегрирование.
- Лекция № 8. Численные методы безусловной оптимизации.
- Понятие о численном решении задачи Коши.
- Часть третья. Вопросы к зачёту по дисциплине “Численные методы”.
- Часть четвёртая. Примеры практических заданий к зачёту по дисциплине “Численные методы”.
- Часть пятая. Варианты практических заданий зачёту по численным методам.
- Варианты заданий для практической работы.
- Задача № 2.
- Задача № 3.
- Задача № 4.
- Задача № 5.
- Задача № 6.
- Задача № 7.
- Задача № 8.
- Задача № 9.
- Задача № 10
- Список используемой литературы: