logo
Лекции по философии

1. Древняя Греция

1) Ксенофан (570-480 гг. до н. э.). Люди создали образы богов, наделив их своими физическими и психическими качествами:

«Все без разбору богам приписали Гомер с Гесиодом, …

Будто воруют они, совершают и блуд, и обманы».

«Черными пишут богов и курносыми все эфиопы,

Голубоглазыми их же и русыми пишут фракийцы».

На самом деле, бог является другим:

«Бог есть единый из всех – и богов, и людей величайший,

Ни своим видом на смертных, ни духом своим не похожий».

2) Эвгемер (IV-III вв. до н. э.). В религии существуют два пути возникновения образа богов. Первый – «Те, кого почитали богами, были … могущественными людьми и благодаря этому обстоятельству они, обожествляясь другими людьми, были сочтены богами». Такими людьми были Крон, Зевс и др. Мифы являются фантастическим изложением реальных событий прошлого. Второй – прообразами богов послужили также небесные явления (солнце, луна, звезды) и природные стихии.

3) Карнеад (214-129 гг. до н. э.). Философ–скептик, полагавший, что подлинное знание не достижимо и нужно воздерживаться от всяких определенных суждений. Поэтому он усомнился в подлинности доводов сторонников религии.

Первый – все или почти все люди верят в богов. Однако, большинство людей в силу своего невежества часто впадает в заблуждения, поэтому общепринятость взгляда не говорит о его истинности. Кроме того, есть люди, которые не верят в богов; значит, в этом вопросе не существует общего согласия.

Второй – все во Вселенной (Космосе) подчинено замыслу богов (провидению). Однако, регулярность природных явлений (движения светил, приливов и др.) еще не доказывает, что все это – дело богов.

Третий – боги направляют события к благой цели. Однако, в обществе царит несправедливость: хорошие люди страдают, а негодяи, безнаказанно совершая подлости, благоденствуют. «Если бы боги заботились о роде человеческом, они должны были бы сделать всех людей хорошими или, по крайней мере, окружить надежной опекой хороших людей».

Четвертый – Вина заключена в пороках человека, т. к. боги дали людям разум для добрых дел, а они используют его для низших. Однако, «нужно было дать людям такой ум, который исключил бы пороки и вину».

Пятый – куда бы ни обратилось провидение, оно может сделать все, что захочет. Однако, в таком случае бог либо виновник зла, царящего в жизни; либо он не является всемогущим, что лишает его божественности.

4) Полибий (200 – 120 гг. до н. э.). Представления о богах созданы для того, чтобы обуздать толпу с помощью страха. «.… важнейшее преимущество Римского государства состоит … в воззрениях римлян на богов. … Именно богобоязнь (внешние формы богопочитания, суеверие) … у римлян составляет основу государства. … Правда, будь возможность образовать государство из мудрецов, конечно не было бы нужды в подобном образе действий; но так как всякая толпа легкомысленна и преисполнена нечестивых вожделений, неразумных стремлений, духа насилия, то только и остается обуздывать ее таинственными ужасами и грозными зрелищами. Поэтому … древние намеренно и с расчетом внушали толпе такого рода понятия о богах, о преисподней …»