logo
Лекции по философии

3) Общелогические методы познания

а) Анализ, синтез, абстрагирование. Анализ – мысленное разделение отдельного предмета на составные части (признаки) и изучение каждой из них. Синтез – мысленное соединение частей (признаков) предмета, разделенного анализом, в единое целое и изучение связей между ними; предмет представляется как целостная система взаимосвязанных признаков. Абстрагирование – мысленное выделение общих существенных признаков у разных предметов и отвлечение от несовпадающих второстепенных.

б) Дедукция, индукция, аналогия. Дедукция – это движение мысли от общего к частному. Индукция – это движение мысли от частного к общему. Аналогия – это движение мысли от частного к частному по признаку сходства.

в) Диалектический. Изучая явление, необходимо рассматривать его в развитии (изменении) и во взаимосвязи с другими явлениями.

г) Исторический и логический. Исторический метод используется, когда фактов достаточно. Вывод делается на основе исследования всех данных, относящихся к изучаемому явлению. Логический метод используется, когда фактов не хватает. Вывод делается на основе исследования данных, относящихся к высшей стадии явления. Считается, что высшая стадия повторяет в «сжатом» виде предыдущие этапы развития. Например, люди в эмбриональном состоянии и младенчестве повторяют основные этапы эволюции жизни.

Главный принцип научного взгляда на познание определил французский философ Дени Дидро (1713-1784 гг.): «Самая большая услуга, которую можно оказать людям, заключается в том, чтобы научить их пользоваться своим разумом и считать истинным то, что они могут проверить и констатировать».