logo
Лекции по философии

2) Естественно-научная

Это – антропогенез, т.е. учение о возникновении и развитии человека в процессе биологической эволюции. Предполагается, что человек произошел от вымерших человекообразных обезьян – австралопитеков, живших 5-2 млн. лет назад. Они жили стадами, передвигались на двух нижних конечностях и использовали природные предметы в качестве орудий. К движущим силам (причинам) антропогенеза относятся: 1) биологические – изменение генотипа и естественный отбор; 2) социальные – общение с себе подобными и трудовая деятельность. Под воздействием внешних условий (оледенение, радиация) естественный отбор и труд привели к возникновению человека современного типа, т.е. «человека разумного» (homo sapiens). Он обладает сознанием (логическим мышлением, языком, самосознанием) и создает орудия труда, с помощью которых преобразует окружающий мир. Действие биологических причин антропогенеза было обосновано Дарвином в работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.), а социальных - Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876 г.).

Помимо археологических находок (останки, орудия труда) антропогенез обосновывается с помощью биогенетического закона Геккеля – Мюллера: индивидуальное развитие всякой особи в эмбриональном (зародышевом) состоянии есть краткое и быстрое повторение исторического развития вида, к которому эта особь принадлежит. Русский биолог А.Н. Северцов уточнил, что в индивидуальном развитии повторяются признаки не взрослых предков, а их зародышей. Таким образом, развитие человека в эмбриональном состоянии напоминает «сжатую эволюцию», т.е. повторяет его «предковые формы» - одноклеточную (зигота), рыбообразную (у зародыша временно существуют жаберные щели, а не легкие), обезьяноподобную (поверхность тела на пятом месяце покрыта волосами).

__________________________