2.6.2.Полный факторный эксперимент.
Возможны два подхода к исследованию многофакторных систем. Первый можно описать формулой: «Изменяй факторы по одному». Исследование системы разбивается на серии, в пределах каждой из которых изменяется (варьируется) лишь один фактор, а остальные неизменны. В следующей серии изменяется второй фактор и т. д. Идея другого подхода— построить план эксперимента, предусматривающий изменение всех влияющих факторов, с тем, чтобы этот план обеспечивал максимум точности, минимум корреляции и другие хорошие статистические свойства. Такой эксперимент называют многофакторным.
Долгое время в науке господствовал первый подход. Его главное преимущество—наглядность: данные каждой серии легко поддаются интерпретации.
Во втором подходе при том же объеме эксперимента и той же точности опытов получается большая точность результатов.
Геометрическим образом совокупности независимых переменных х и зависимой переменной у является пространство n+1 измерения, где n—число независимых переменных; (n+1)-е измерение относится к у. В этом пространстве зависимости у от всех х соответствует n-мерная поверхность, которую обычно называют поверхностью отклика (результат опыта рассматривается как отклик системы на опыт—заданную совокупность независимых переменных, или входов). (Показать рисунок из книги).
План эксперимента указывает расположение опытных точек в n-мерном пространстве независимых переменных (факторном пространстве), или иными словами, условия всех опытов, которые следует провести. Чаще всего план эксперимента задается в виде матрицы планирования — прямоугольной таблицы, каждая строка которой отвечает условиям определенного опыта, а каждый столбец—значениям какой-то из независимых переменных в разных опытах.
Полным факторным экспериментом называется система опытов, содержащая все возможные неповторяющиеся комбинации уровней варьирования факторов.
Матрица планирования. Для удобства вычислений коэффициентов регрессии все факторы в ходе полного факторного эксперимента варьируют на двух уровнях: нижнем -1 и верхнем +1, соответствующих значениям кодированных переменных X1,X2,……Xn .
Таким образом, полным факторным экспериментом называется система опытов, содержащая все возможные неповторяющиеся комбинации уровней варьирования факторов.
В таблице 2 приведены условия опытов полного трехфакторного эксперимента. Эти опыты соответствуют в факторном пространстве вершинам куба с центром в начале координат.
Таблица 2.
Номер опыта
| Факторы | Функция отклика
| ||
X1 | X2 | X3 | ||
1 | -1 | -1 | -1 | y1 |
2 | +1 | -1 | -1 | у2 |
3 | -1 | +1 | -1 | у3 |
4 | +1 | +1 | -1 | У4 |
5 | -1 | -1 | +1 | У5 |
6 | +1 | -1 | +1 | у6 |
7 | -1 | +1 | +1 | y7 |
8 | +1 | +1 | +1 | у8 |
Xi= (xi- xi0)/ |xi- xi0| ,
где xi= xi max+ xi min.
Каждый фактор принимает лишь два значения — варьируется на двух уровнях, верхнем и нижнем. Поэтому общее число экспериментов N=2 n
Пример. В четырех опытах исследуется влияние 3 факторов: температуры T,К, давления р, МПа, и времени t, с, на выход продукта.
Здесь в любом из опытов температура—либо 1000 К (нижний уровень), либо 1200 К (верхний уровень); аналогично варьируются р и t.Выбор центра плана и интервалов варьирования.:
Таблица 3.
| Температура | Давление | Время |
Основной уровень | 1100 | 750 | 50 |
Интервал варьирования | 100 | 250 | 10 |
Верхний уровень | 1200 | 1000 | 60 |
Нижний уровень | 1000 | 500 | 40 |
Матрицу планирования эксперимента для этого случая может иметь вид:
Таблица 4.
№№ | T | P | T |
1 | 1000 | 500 | 40 |
2 | 1200 | 500 | 40 |
3 | 1000 | 1000 | 40 |
4 | 1200 | 1000 | 40 |
5 | 1000 | 500 | 60 |
6 | 1200 | 500 | 60 |
7 | 1000 | 1000 | 60 |
8 | 1200 | 1000 | 60 |
Из таблицы видны основные принципы построения матриц планирования полного факторного эксперимента:
Матрица планирования ПФЭ обладает следующими свойствами:
(9)
где l - номер опыта; i—номер фактора,(lm) Свойство, выраженное последним
уравнением, называется ортогональностью матрицы.
Оно позволяет вычислять коэффициенты регрессии по простым формулам независимо друг от друга . (10)
Расширенная матрица—это матрица, дополненная столбцами, учитывающими взаимодействия факторов. На практике, как правило, ограничиваются парными взаимодействиями.
Расчет коэффициентов регрессии. Коэффициенты регрессии рассчитываются методом наименьших квадратов. Основное условие метода формулируется следующим образом: коэффициенты регрессии определяются на основании минимизации суммы квадратов отклонений между экспериментальными уэ, и рассчитанными по уравнению регрессии yр значениями функции отклика:
(11)
После определения коэффициентов регрессии определяем значимость этих коэффициентов. Все коэффициенты подразделяются на значимые и незначимые. Для определения значимости коэффициентов регрессии сравнивается погрешность вычисления коэффициента с погрешностью экспериментальных данных - , определяемой по формуле (7). Вычисляется доверительный интервал:
.
Здесь tT - табличное значение критерия Стьюдента, которое находится по числу степеней свободы и доверительной вероятности. Тогда значимость оценивают, сравнивая абсолютные значения коэффициента и доверительного интервала:
.
Если это условие выполнено, то i - коэффициент признаётся значимым.
Незначимые коэффициенты отбрасываются из уравнения регрессии, после чего записывается окончательный вид уравнения регрессии. Это уравнение проверяется на адекватность. Для этого вычисляется оценка дисперсии адекватности:
Здесь B- число значимых коэффициентов регрессии.
Вычисляют расчётное значение критерия Фишера:
По таблице находят табличное значение критерия Фишера. Оно зависит от доверительной вероятности P, числа степеней свободы
f2= N-B и f1= N*(k-1).
На основании этого делается вывод об адекватности или неадекватности уравнения регрессии. Уравнение регрессии считается адекватным, если выполняется условие:
Fр FT.
Чем меньше B, тем больше N-B—в этом одна из главных целей, достигаемых при исключении незначимых членов. Если уравнение неадекватно, переходят к более сложной модели (например, повышают степень многочлена), для чего обычно требуется постановка добавочных опытов. Иногда можно обойтись без дополнительного эксперимента, если соответствующим образом преобразовать переменные у или х .
- Лекции по математическим основам принятия оптимальных технических решений
- 1.Лекции по курсу математические основы
- 1.4. Этапы процесса принятия решений
- 1.5. Классификация задач принятия решений
- 1.6. Основные принципы принятия решений.
- 2. Оптимизация систем.
- 2.1 Постановка задачи оптимизации
- 2.3.Понятие о свойствах целевой и ограничивающих функций
- 2.4.Определение линейной системы.
- 2.5. Формальные методы построения математических моделей. Выбор факторов и переменных состояния объекта исследования
- 2.6. Планирование эксперимента
- 2.6.1.Обработка экспериментальных данных.
- 2.6.2.Полный факторный эксперимент.
- 3. Классификация методов оптимизации
- 3.1.Классификация задач оптимизации.
- 3.2.Одномерная оптимизация
- 3.2.1. Метод сканирования
- 3.2.4. Метод параболической аппроксимации
- 3.3. Многомерная оптимизация. Концепция методов.
- 3.4. Многомерная безградиентная оптимизация
- 3.8. Многомерная градиентная оптимизация
- 3.9. Методы оптимизации 1-ого порядка
- 4. Постановка задачи многокритериальной оптимизации
- 1.6 Многопараметрическая оптимизация.
- 5.Обобщенная модель управления запасами
- 6. Классическая статическая модель
- 7. Задача экономичного размера заказа с разрывами цен
- 8.Многопродуктовая статическая модель управления запасами с ограничениями вместимости.
- 9. Динамическая модель управления запасами при отсутствии затрат на оформление.
- 10. Модель управления запасами с затратами на оформление заказа.
- 11.Понятие игры. Характеристика игры. Цена игры.
- 12. Классификация игр. Определение седловой точки.
- 13.Определение смешанной стратегии. Решение игры 2*2 в смешанных стратегиях.
- 14.Типы критериальных функций в играх с природой.
- 15.Классические критерии принятия решений в играх с природой.
- 16.Производные критерии принятия решений в играх с природой
- 17.Шкала. Определение. Виды.
- 18.Экспертные методы получения количественных оценок альтернатив.
- 19.Экспертные методы получения качественных оценок альтернатив.
- 20.Метод анализа иерархий. Этапы.
- 21.Метод анализа иерархий. Шкала.
- 22.Метод анализа иерархий. Калибровки.
- 23.Метод анализа иерархий. Вектора приоритетов.
- 24.Метод анализа иерархий. Оценка согласованности.