34. Ветвление, оценки нулевых переходов, уточнение нижней границы маршрута.
Метод ветвей и границ для решения задачи о коммивояжере – один из наиболее эффективных и быстрых методов решения задачи о коммивояжере, был разработан Литтлом, Мерти, Суини, Кэрелом в 1963 г. Представляет собой итеративную схему неявного (улучшенного) перебора, который состоит в отбрасывании заведомо неоптимальных решений и является одной из самых эффективных процедур в группе методов ветвей и границ.
Алгоритм метода.
Метод состоит из предварительного этапа и общего, который повторяется необходимое число раз.
Предварительный этап. Приведение матрицы затрат, вычисление нижней оценки стоимости маршрута r.
Вычисление наименьшего элемента по каждой строке (константы приведения):
, . (3.15)
Переход к новой матрице с элементами:
. (3.16)
Вычисление наименьшего элемента по каждому столбцу (константы приведения):
, . (3.17)
Переход к новой матрице с элементами:
. (3.18)
Вычисление нижней оценки стоимости маршрута (сумма констант приведения):
. (3.19)
В результате выполнения предварительного этапа получаем матрицу в каждой строке и в каждом столбце которой есть хотя бы один нулевой элемент.
Общий этап.
1. Вычисление штрафа “за неиспользование” для каждого нулевого элемента приведенной матрицы .
Если ребро (h,k) не включается в маршрут, то в него входит некоторый элемент строки h и столбца k. Следовательно, стоимость «неиспользования» (h,k) во всяком случае, не меньше суммы минимальных элементов строки h и столбца k, исключая сам элемент . Отсюда
. (3.20)
2. Выбор нулевого элемента, которому соответствует максимальный штраф. Если таких элементов несколько, то выбирается любой из них. Разбиение множества всех допустимых маршрутов на два подмножества: подмножество содержащее ребро (h,k) – ; подмножество, не содержащее ребро (h,k) – .
Примечание: максимальный штраф означает, что исключение из решения переезда, соответствующего нулевому элементу, приведет к максимальному увеличению стоимости оптимального маршрута.
3. Вычисление оценок затрат по всем маршрутам, входящим в каждое подмножество.
3.1. Обозначим за минимальную оценку стоимости маршрутов, вошедших в множество , т.е. не содержащих ребро (h,k). Для оценка затрат:
. (3.21)
3.2. При вычислении оценки затрат для учитывают, что, если ребро (h,k) входит в маршрут, то ребро (k,h) не может входить в маршрут, поэтому принимаем: ; если в маршрут включено ребро (h,k), то ни одно другое ребро, начинающееся в пункте h или заканчивающееся в пункте k не может входить в маршрут, поэтому строка h и столбец k вычеркиваются. Полученная матрица приводится, т.е. выполняется предварительный этап алгоритма. Пусть сумма приводящих констант матрицы: . Тогда оценка затрат:
. (3.22)
4. Из множеств и для дальнейшего ветвления выбирается множество, имеющее меньшую оценку. При выборе нужно вернуться к шагу 1, используя на этом шаге приведенную матрицу, полученную на шаге 3.2. При выборе нужно вернуться к матрице , принять и привести полученную в результате матрицу, после чего перейти к шагу 2, используя на нем эту приведенную матрицу. Если несколько множеств имеют равную минимальную оценку, то дальнейшее ветвление производится для всех множеств с минимальной оценкой. Таким образом метод ветвей и границ позволяет находить все оптимальные решения.
Алгоритм продолжается до тех пор, пока в подмножестве маршрутов с наименьшей оценкой не останется всего один маршрут. В расчетах это соответствует ситуации, когда исследуемая матрица имеет размерность 1*1.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1.Экономико-математическая модель транспортных задач
- 2.Общая формулировка тз
- 3.Теор. (о ранге сис-мы ограниченной закр. Тз) и следствие из нее. Открытая тз
- 4.Оценка свободной клетки, ее экономический смысл, критерий оптимальности базисного распределения поставок.
- 5.Теорема о потенциалах свободных клеток. Вычисление оценок свободных клеток методом потенциалов.
- 6.Понятие об игровых моделях
- 7.Классификация игр.
- 8.Формальное представление игр
- 10.Фундаментальное неравенство для цен антагонистических игр
- 11.Седловая точка. Теорема о седловой точке
- 12.Понятие смешанной стратегии, чистой стратегии, активной стратегии
- 13.Теорема об активной стратегии. Решение игры 2×2 (формулы)
- 14.Графический метод решения игры 2×2
- 15.Доминирующие стратегии, заведомо невыгодные стратегии, упрощение игр.
- 16.Сведение игры m×n к двойственным задачам лп
- 17.Игры с природой: постановка задачи, матрица рисков.
- 18.Критерий принятия решений в условиях риска (Байеса I и II). Лемма (показатели эффективности и неэффективности стратегии). Теорема об эквивалентности критериев Байеса.
- 19.Критерий принятия решений в условиях неопределенности: критерий Лапласа и Сэвиджа
- 20.Критерий принятия решений в условиях неопределенности: критерий Вальда и Гурвица. Показатель оптимизма.
- 21.Общая постановка задачи динамического программирования (дп). Особенности задачи дп
- 22.Принцип оптимальности и уравнения Беллмана
- 23. Задача о распределении средств между n предприятиями (основные уравнения).
- 25. Понятие маршрута, цепи, простой цепи, цикла для графа. Связные, несвязные графы. Дерево, лес.
- 2 6. Планарные и плоские графы. Изоморфные графы. Полные графы.
- 27. Эйлеровы графы. Крит. Сущ-я эйлерова цикла в графе. Полуэйлеров граф. Задача о Кенигсбергских мостах.
- 28. Гамильтонов граф. Достаточные признаки существования гамильтонова цикла (связь с полнотой цикла, теоремы Оре и Дирака). Полугамильтонов граф.
- 29.Орграфы, турниры. Предки и потомки вершин. Алгоритм Фалкерсона разбиения орграфа на слои.
- 30.Комбинаторная постановка задачи коммивояжера.
- 31. Постан-ка зад. Коммивояжера в виде задачи целочисленного программирования. Условие наличия одного цикла.
- 32. Постановка задачи коммивояжера на языке теории графов.
- 33. Теорема о приведения матрицы расстояний в зк. Оценка маршрута снизу (нижняя граница).
- 34. Ветвление, оценки нулевых переходов, уточнение нижней границы маршрута.
- 35. Метод ближайшего соседа: эвристический алгоритм. Верхняя граница маршрута.