logo
Rotation_3D[1]

4. Векторное произведение векторов

Первые три закона композиции имеют место как в ориентированной, так и не в ориентированной системе отсчета. Четвертый закон композиции имеет место только в ориентированной системе отсчета.

Векторное произведение введем в два этапа. Пусть дана упорядоченная пара векторов a и b, где a считается первым (левым) сомножителем, а вектор b – вторым (правым). Сопоставим векторам a и b спин-вектор c*  такой, что

а) ось вектора c* ортогональна плоскости, натянутой на векторы a и b;

б) круговая стрелка показывает направление кратчайшего поворота от вектора a к вектору b;

в) модуль спин-вектора c* равен

| c* | = | a | | b | sin θ,

(3)

где θ – угол кратчайшего поворота от a к b.

Для спин-вектора c* введем обозначение c* = [ab]. Сразу можно отметить, что c* = [ab–[ab]. Теперь осталось спин-вектору c* поставить в соответствие прямой вектор c. Это можно сделать двумя способами в зависимости от выбранной нами ориентации в системе отсчета. Если мы работаем в правоориентированной системе отсчета, то при взляде с конца вектора c поворот от a к b будет осуществляться против часовой стрелки. Если же мы работаем в левоориентированной системе отсчета, то при взляде с конца вектора c поворот от a к b будет осуществляться по часовой стрелке. Чтобы не вносить путаницу, условимся всегда работать в правоориентированной системе отсчета.

Свойства векторного произведения:

а) a × b = – b × a;

б) a × (b + c) = × × c – дистрибутивность;

в) (a × b) × ≠ × (× c) – ассоциативности нет!

Полезные тождества:

а) (× b) · = (× c) · = (× a) · b – циклическая перестановка векторов в смешанном произведении не меняет результат произведения;

б) a × (b × c) = b(· c) – c(a · b) – правило «бац минус цаб».