1.6 Системы линейных уравнений со многими неизвестными
математика тригонометрия дробь уравнение
Метод фан-чэн, излагаемый в V??? книге, явился вершиной достижений китайских математиков в решении линейных задач. Алгоритм решения системы линейных уравнений с неизвестными, совпадает по существу с методом Гаусса.
Все операции здесь производятся на счетной доске. Говоря на современном языке, можно сказать, что применяется матрица, столбцы которой представляют уравнения, а строки-коэффициенты при неизвестных и свободные члены. Слово ?фан-чэн? буквально означает выстраивание чисел по клеткам.
Пример из ?Математического трактата Сунь-цзы?.
В 28-ой задаче ?X книги трактата говорится, что два человека и получили неизвестное количество монет. Их надо определить из условия: если добавит половину монет или добавит монет , то в обоих случаях получится .
Для решения системы в правиле рекомендуется: ?Установи в правой строке 2 для А, 1 для В и 96 монет; установи в левой строке 2 для А, 3 для В и 144 монеты.
Таблица имеет вид:. (*)
В этом случае данную систему приводят к каноническому виду: освобождаются от дробных коэффициентов, а других случаях, приводят подобные члены, переставляют неизвестные по порядку, переносят из одной части уравнения в другую и т.п.
Таблицу (*) можно записать как:. Умножим второй справа столбец (*) на , получим . Вычитая элементы первого столбца из элементов второго столбца два раза, получим таблицу: , . Но можно было бы этого не
делать, т.е. вычесть из первого левого столбца второй:
.
Метод ?фан-чэн? близок к методу определителей, идею которого в Европе впервые высказал Лейбниц и которую развил Крамер (1750).
Пример из ?Математики в девяти книгах? ( между ??? в. до н.э. и ? в. н.э.).
«Из 3 снопов хорошего урожая, 2 снопов среднего урожая и 1 снопа плохого урожая получили 39 доу (мера объема зерна). Из 2 снопов хорошего урожая, 3снопов среднего урожая и 1 снопа плохого урожая получили 34 доу (зерна). Из 1 снопа хорошего урожая , 2 снопов среднего урожая и 3 снопов плохого урожая получили 26 доу (зерна). Спрашивается, сколько (зерна) получили из каждого снопа хорошего, среднего и плохого урожая.
Решение
Если обозначить количество зерна в снопах хорошего, среднего и плохого урожая соответственно то задача выражается системой:
Правило ?фан-чэн?.
Расположи 3 снопа хорошего урожая, 2 снопа среднего урожая, 1 сноп плохого урожая, составляющие (их) 39 доу (зерна) с правой стороны. Расположи посредине и слева количество снопов урожаев в таком же порядке, как и с правой стороны. Получим таблицу: , здесь же приведем современное расположение коэффициентов уравнения .
Числа среднего столбца умножь на количество снопов хорошего урожая в правом столбце и образуй остатки. И еще раз так же образуй остатки до тех пор, пока не исчерпается все до среднего урожая в среднем столбце. И снова образуем, остатки до тех пор, пока не исчерпается все до количества снопов среднего урожая в среднем столбце. И снова образуй остатки до тех пор, пока не исчерпается все до количества снопов плохого урожая в левом столбце.
Следует отметить, что знака для изображения нуля не было, и на счетной доске ему соответствовало пустое место в соответствующей клетке.
Верхнее (число) есть делитель, нижнее делимое, делимое для (искомого количества) снопов плохого урожая. Итак, .
Чтобы найти делимое для среднего урожая, нижнее составляющее среднего столбца умножь на делитель и вычти делимое из плохого урожая. Остаток объедини (термин ? объединить и ? в этом случае означает, что после того, как на счетной доске получены числа и , из них следует составить одно (объединить) число с количеством снопов среднего урожая, это и будет делимое для среднего урожая. Делитель для (?делитель ? постоянный для всех , это - 36). Это число . Чтобы найти делимое для хорошего урожая, нижнее составляющее (количество) правого столбца также умножь на делитель, исключи делимые для плохого урожая и удвоенного среднего урожая, объедини остаток с количеством снопов хорошего урожая, это и будет делимое для хорошего урожая. Делимое для есть . Все делимые объедини с делителем, получатся искомые (количества) в доу.
. Также находят.
Ответ: из 1 снопа хорошего урожая доу,
Из 1 снопа среднего урожая доу,
Из 1 снопа плохого урожая доу.
Или ,
Задача.
2снопам хорошего урожая, 3 снопам среднего урожая и 4 снопам плохого урожая не хватает до 1 доу соответственно по 1 снопу среднего урожая, плохого урожая, хорошего урожая. Спрашивается, сколько (зерна) получили из каждого снопа: хорошего, среднего и плохого урожая.
Решение.
Получаем систему: .
Правило: составь таблицу ?фан-чэн?, установи для каждого, то чего не хватает. По способу ?чжэн- фу? вычисляй:
, .
Преобразование таблицы, состоящее в вычитании элементов третьего столбца из удвоенного первого, приводит к необходимости вычесть из ?ничего? единицу:
.
(или ), (или ).
Ответ: из 1 снопа хорошего урожая получили доу,
Из 1 снопа среднего урожая получили доу,
Из 1 снопа плохого урожая получили доу.
Поэтому, в решении этой задачи формулируются правила сложения и вычитания отрицательных чисел - правила ?чжэн-фу?.
- Введение
- 1. Математика Древнего и Средневекового Китая
- 1.1 Нумерация
- 1.2 Арифметические действия
- 1.3 Дроби
- 1.4 Математика в девяти книгах
- 1.5 Правило двух ложных положений
- 1.6 Системы линейных уравнений со многими неизвестными
- 1.7 Отрицательные числа
- 1.8 Начальные этапы развития тригонометрии
- 1.9 Квадратные уравнения
- 1.10 Теоретико-числовые задачи
- 1.11 Геометрические задачи
- 2. Математика Древней и Средневековой Индии
- 2.1 Создание позиционной десятичной нумерации
- 2.2 Арифметика натуральных чисел и дробей
- 2.3 Алгебраическая символика
- 2.4 Отрицательные и иррациональные числа
- 2.5 Извлечение квадратного корня