2.3 Алгебраическая символика
В Индии, как и в Вавилоне и Китае высокого расцвета достигли и алгебраические вычисления. Выдающимся достижением индийских математиков было создание развитой алгебраической символики. Эта символика была богаче, чем у Диофанта. Впервые появились особые знаки для многих неизвестных величин свободного члена уравнения, степеней. Сложение обозначалось знаком «йу» («йта» - сложенный), умножение - «гу» («гунита» - умноженный), деление - «бха» («бхага» - деленный).
Свободный член в уравнениях сопровождался первым слогом слова «рупа» (целый). Иногда неизвестная обозначалась знаком нуля, так как первоначально в таблицах, например пропорциональных величин, для нее оставлялась пустая клетка.
Вычитание обозначалось точкой над вычитаемым или знаком +справа от него (например, вычитание 5 обозначалось или 5 +). Знаки сложения и умножения опускались.
Обозначения степеней представляли собой сочетания слогов «ва» («варга» - квадрат), «гха» («гхана» - куб) и слова «гхата» - произведение, т.е. степени и неизвестные обозначались:
х2 - ва,
х3 - гха,
х4 = ва ва,
х5 = ва гха гхата,
х6 = ва гха,
х7 = ва ва гха гхата,
х8 = ва ва ва,
х9 = гха гха.
Таким образом, для степеней показатели, которых имеют вид 2?, 3?, обозначения состоят из слога «ва», повторенного ? раз, и слога «гха», повторенного ? раз. Т.е. степени этого вида образуются по мультипликативному принципу. Обозначения степеней, показатель которых не представляется в таком виде, образуются по аддитивному принципу, причем слово «гхата» (произведение) означает, что степень такого типа представляет собой произведение степеней, суммой показателей которых является показатель этой степени.
Например: х5 = х2+3 = х2 · х3
Латинские переводчики в XII веке перевели арабское название корня латинским словом radix, откуда и происходят наши термины «корень» и «радикал».
Извлечение квадратного корня в Индии, как и в Китае, основано на разложении квадрата двучлена, но при этом (как и при извлечении кубического корня) не применялся метод Горнера.
Квадратный корень обозначался слогом «му» - от слова «мула».
Распространенный термин для неизвестной величины - это «йават - тават» (столько - сколько, «так много, как»). Cокращенно - «йа».
Знака равенства не было: обе части уравнения писали в виде строки так, чтобы одинаковые степени стояли друг под другом. Если неизвестная отсутствовала, то записывали ее знак с коэффициентом нуль.
Уравнение 10х - 8 = х2 + 1 записывали так:
йа ва 0 йа 10 ру
йа ва 1 йа 0 ру 1.
Уравнение: 8х3 + 4х2 + 10y2х = 4х3 + 12y2х записывали так:
йа гха 8 йа ва 4 ка ва йа 10
йа гха 4 йа ва 0 ка ва йа 12
Символы применялись и в учении о прогрессиях.
Индийские ученые сделали большой шаг в создании символической алгебры, хотя их обозначения были громоздки, а сами знаки имели сложное начертание.
- Введение
- 1. Математика Древнего и Средневекового Китая
- 1.1 Нумерация
- 1.2 Арифметические действия
- 1.3 Дроби
- 1.4 Математика в девяти книгах
- 1.5 Правило двух ложных положений
- 1.6 Системы линейных уравнений со многими неизвестными
- 1.7 Отрицательные числа
- 1.8 Начальные этапы развития тригонометрии
- 1.9 Квадратные уравнения
- 1.10 Теоретико-числовые задачи
- 1.11 Геометрические задачи
- 2. Математика Древней и Средневековой Индии
- 2.1 Создание позиционной десятичной нумерации
- 2.2 Арифметика натуральных чисел и дробей
- 2.3 Алгебраическая символика
- 2.4 Отрицательные и иррациональные числа
- 2.5 Извлечение квадратного корня