21. Принятие решений по многим критериям: Парето оптимальное решение
Парето-оптимальность – общее понятие равновесия, которое полностью зависит от того, какие элементы в нее включаются. Находя оптимальную точку, все участники переговоров получают доход не меньший, чем при выборе этой точки другим методом, или даже лучший.
Рассмотрим отношение ≥ (>) между оценками х, у ϵ Х: х≥ у (х>у), если Ui(х)>Ui(у) (Ui(х)>Ui(у)) дляi= 1,n. Здесь Ui(x) - функция полезности (предпочтения). Оценка х° ϵ X называется максимальной по ≥ (по >) относительно X, если не существует оценки х ϵ Х такой, что х ≥ х°(х > х°). Оценка максимальная по ≥ называется эффективной, а такжеПарето-оптимальной. То есть, вектор х ϵ X Парето-оптимален тогда и только тогда, если не существует другого х ϵ X такого, что Ui (х) ≥ Ui(х*) дляi= 1,nи строгое неравенство Uj(х) > Uj(х*) выполняется, хотя бы для одногоj.
Множество всех Парето-оптимальных решений образуют рубеж Парето или, что тоже рубеж эффективности. Эти два термина используются в литературе как синонимы.
Оценка максимальная по > называется слабо эффективной, а также слабо оптимальной по Парето или оптимальной по Слейтеру. Множество всех таких оценок на X называется слабо эффективным.
Важным свойством метода Парето является возможность «выбраковывать» из множества возможных решений X заведомо неудачные, уступающие другим по всем критериям.
Из определения Парето-оптимальности следует простой переборный алгоритм нахождения множества Парето-оптимальных элементов. Поскольку Парето-оптимальность определяется не абсолютными, а относительными значениями оценок объектов (вариантов решений) по значениям их параметров, то для реализации алгоритма достаточно иметь информацию о типе отношений между каждой парой объектов, т.е. знать существует ли между ними отношение строгого предпочтения или нет. Поэтому введем булеву переменную
В табл. представлены экономическая и технологическая эффективности различных рассмотренных в [9.4] методов воздействия на пласт с целью повышения его нефтеотдачи.
№ | Метод | Себестои | Уде льн. | Прирост | Конечная |
| воздейст | мость 1м | Кап. Затра- | нефтеотдачи | нефтеотдача |
| вия | доп. добыт, нефти, долл. США | ты, тыс. долл. США На (м3 /сут.) | % | % |
1 | Горение | 63- 157 | 50-157 | 10-30 | 45-50 |
2 | Пар | 63-119 | 50-157 | 15-35 | 45-50 |
3 | Нагнетание С02 | 63 - 189 | 63-157 | 8-20 | 55-60 |
4 | Поверхностно-активные вещества (ПАВ) | 126-314 | 94-189 | 12-30 | 45-50 |
5 | Полимеры | 63 - 157 | 63 - 189 | 2-10 | 45-50 |
Здесь неопределенность выражается разницей в максимальном и минимальном эффекте в зависимости от применяемого метода воздействия.
Будем сравнивать методы воздействия на пласт по четырем показателям, показанным в табл. 9.6. При нахождении величины aij показатели можно сравнивать по средним значениям или по положению интервала значений на числовой оси, считая, например, что показатель "себестоимость 1 м " в интервале 63-119, лучше этого же показателя в интервале 63-157. Для сравнения методов воздействия СППР строит табл. 9.7, не показывая ее руководителям.
Таблица 9.7
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 |
3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
В соответствии с табл. 9.7 лучшими методами (1 ранга) оказались "пар" и "нагнетание С02". Вычеркивая столбцы и строкиKeKs2 и 3, получаем табл. 9.8.
Таблица 9.8
№ | 1 | 4 | 5 |
1 | 0 | 0 | 1 |
4 | 0 | 0 | 0 |
5 | 0 | 0 | 0 |
В соответствии с табл. 9.8 методами второго ранга оказались «горение» и «поверхностно-активные вещества». Наконец, самым худшим методом (3 ранга) оказались «полимеры».
В результате ранжирования по Парето система высвечивает на дисплее табл. 9.9.
Таблица 9.9
Ранг | Метод воздействия на пласт |
1 | Пар |
1 | Нагнетание СОг |
2 | Горение |
2 | Поверхностно-активные вещества |
3 | Полимеры |
Исходя из этих оценок, руководитель выбирает метод воздействия на пласт.
- 1. Теория принятия решений: задача принятия решений, цель, проблема, проблемная ситуация.
- 2.Измерения при формировании решений: ранжирование, парное сравнение, непосредственная оценка, виды неопределенностей и их измерение.
- 3.Виды экспертиз.
- 4.Метод Дельфы
- 5. Дерево целей и решений.
- 6.Определение усредненного мнения экспертов (среднее арифметическое, среднее геометрическое, мода, медиана Кемени
- 7.Определение согласованности мнений экспертов (коэффициент конкордации).
- 8.Виды критериев оптимальности и их содержание.
- 9. Критериальный анализ ситуации: метод базовых шкал, ранжирование и выбор критериев.
- 10.Нечеткие множества и основные операции над ними.
- 11.Экспертные методы определения функций принадлежности.
- 12. Аналитический и оптимизационный методы определения функций принадлежности.
- 13. Нечеткая задача оптимизации выбора вариантов проектов.
- 14. Модели стохастического математического программирования
- 15. Генерация альтернатив решений: понятие генетического алгоритма.
- 16. Генерация альтернатив решений: Дерево решений
- 17. Многокритериальная оптимизация. Проблемы многокритериальной оптимизации
- 18. Многокритериальная оптимизация. Множество Парето.
- 19. Многокритериальная оптимизация. Метод идеальной точки.
- 20. Принятие решений по многим критериям: Метод последовательных уступок
- 21. Принятие решений по многим критериям: Парето оптимальное решение
- 23.Принятие решений по многим критериям: Гарантированные достоинства и недостатки.
- 24.Принятие решений по многим критериям: Правило Борда.
- 25.Принятие решений по многим критериям: Принцип Беллмана-Заде
- 26. Принятие решений по многим критериям: Турнирная таблица
- 30.Согласование групповых решений: принцип большинства голосов, принцип диктатора, принцип вето, идеальной точки, консенсус.
- 31.Согласование групповых решений по Парето.
- 32. Согласование групповых решений: Метод идеальной точки
- 33. Марковская модель согласования решений.
- 34. Согласования групповых решений. (принципы Курно, Парето, Эджворта).
- 35. Теория игр: платежная матрица, чистые и смешанные стратегии, решение игры.
- 36. Решение игры в чистых стратегиях. Игры с седловой точкой.
- 37.Решение игры в смешанных стратегиях. Теорема фон Неймана.
- 38.Решение матричных игр МхN (сведение к задаче линейного программирования).
- 39.Игры с природой (теория статистических решений). Особенности платежной матрицы.
- 40.Байесовские стратегии в играх с природой (частичная неопределенность).
- 41. Критерии принятия решений в играх с природой (полная неопределенность).
- 42.Марковские процессы с дискретным временем: основные понятия и определения.
- 43.Игры с природой: оценка риска