5.11. Решение игры с применением процессора электронных таблиц
EXCEL
Процессор электронных таблиц EXCEL позволяет выполнять решение задач линейного и нелинейного программирования. Для решения таких задач в пункте основного меню анализ полученного решения позволяет сделать следующие выводы.
С помощью моделей матричных игр решается задача выбора из конкурирующих вариантов оптимального для каждого из игроков. Ситуация со множеством вариантов (альтернатив) достижения единого для всех сторон целевого эффекта наблюдается при выборе заказчиком (инвестором) и подрядчиком вариантов реализации инвестиционного проекта. Возникает задача отбора из конкурирующих методов одного, оптимального для двух сторон (игроков).
Рассмотрим пример выбора оптимального варианта реализации инвестиционного проекта. Примем за целевой эффект получение требуемой надежности реализации проекта.
Заказчик (игрок А) имеет 4 возможных метода получения целевого эффекта (4 чистых стратегии):
1) снижение стоимости реализации проекта;
2) повышение научно-технического уровня проекта;
3) приглашение к участию в проекте других инвесторов;
4) поэтапную реализацию проекта.
У подрядчика (игрок В) две чистые стратегии:
5) привлечение субподрядчиков к работе над проектом;
6) получение кредитов под модернизацию и расширение производства.
Предполагается идентичность методов и средств в том смысле, что реализация каждого из них обеспечивает достижение целевого эффекта - заданной надежности проекта. Однако получаемый при разных методах экономический эффект различен, что связано с неодинаковыми затратами на реализацию проекта.
Представим условия игры в виде матрицы игры (платежной матрицы), представленной в табл. 5.8.
Таблица 5.8
Платежная матрица
Чистая стратегия | Игрок В | ||
5 | 6 | ||
Игрок А
| I | -20 | 20 |
II | -10 | 30 | |
III | 10 | 20 | |
IV | 9 | 8 |
Для поиска оптимальной пары стратегий игроков необходимо применить максиминную стратегию для заказчика, гарантирующую для него выигрыш не меньше некоторого значения, называемого ценой игры:
.
Оптимальной для заказчика будет стратегия III - приглашение к участию в проекте других инвесторов.
Для подрядчика оптимальной будет минимаксная стратегия, для которой проигрыш будет не больше некоторого значения, называемого верхней ценой игры:
.
Оптимальной для подрядчика будет V-я стратегия.
Поскольку платежная матрица имеет седловую точку, игра решается в чистых стратегиях. В этом случае заказчик всегда должен применять свою III чистую стратегию, т.е. приглашать к участию в проекте других инвесторов. В свою очередь подрядчик должен всегда применять свою V-ю чистую стратегию, т.е. привлекать субподрядчиков к работе над проектом.
Не всегда решение игры можно найти в чистых стратегиях. Например, для тех же условий, что и принятые выше, платежная матрица имеет вид, представленный в табл. 5.9.
Таблица 5.9
Платежная матрица игры в смешанных стратегиях
Чистая стратегия | Подрядчик | ||
5 | 6 | ||
Игрок А
| I | -20 | 20 |
II | -10 | 30 | |
III | 10 | 20 | |
IV | 15 | 8 |
Максиминная стратегия заказчика:
.
Минимаксная стратегия подрядчика:
.
Отсюда 10<15 и, следовательно, решение игры не определяется в чистых стратегиях. Для решения игры в смешанных стратегиях необходимо определить вероятности, с которыми игроки А и В должны применять свои чистые стратегии. В этом случае возможно сведение игры к задаче линейного программирования. Для матрицы игры, представленной в виде
,
составим систему ограничений:
(5.23)
где xi - вероятности, с которыми заказчик применяет свои чистые стратегии;
V - цена игры.
После деления всех ограничений на V получим
(5.24)
где ti=xi/V; i=.
Из условия x1 + x2 + ... + xm = 1 следует:
t1 + t2 + ... +tm = 1/V.
Поскольку решение должно максимизировать величину выигрыша V необходимо минимизировать функционал:
. (5.25)
В нашем примере целевая функция имеет вид
t1+ t2+ t3 + t4 min (5.26)
при ограничениях:
-20×t1 -10×t2+ 10×t3+15×t4 1,
20×t1+30×t2+ 20×t3+8×t4 1.
Cимплекс-матрица для решения задачи на ЭВМ имеет вид, представленный в табл. 5.10.
Таблица 5.10
Симплекс – матрица
Номер | t1 | t2 | t3 | t4 | вид связи | bi |
F | 1 | 1 | 1 | 1 | | Min |
1 | -20 | -10 | 10 | 15 | | 1 |
2 | 20 | 30 | 20 | 8 | | 1 |
В результате решения задачи значение целевой функции: 0,077.
Значение искомых переменных:
t1=0; t2=0; t3=0.028; t4=0,049.
Поскольку значение целевой функции F=1/V=0,077, цена игры V=1/0,077=13.
x3=V×t3=0,028 ×13=0,36;
x4=V× t4=0,049 ×13=0,64;
x3+x4=0,36+0,64=1.
Таким образом, игрок А с вероятностью 0,36 применяет свою III-ю стратегию и с вероятностью 0,64 - IV-ю стратегию, рекомендующую повышение научно-технического уровня проекта. Стратегия I и II являются пассивными (вероятность их применения равна нулю).
Для определения оптимальных смешанных стратегий подрядчика сформулируем следующую задачу линейного программирования:
найти максимум целевой функции:
W = U1 + U2 + ... + Un max (5.27)
при ограничениях:
(5.28)
где U=yj /V; yj- вероятности, с которыми подрядчик применяет свои чистые стратегии; V - цена игры.
В нашем примере необходимо решить задачу линейного программирования:
U1 + U2 max:
-20 + 20 1,
-10 + 30 1,
10 + 20 1,
15 + 8 1.
Получим симплекс-матрицу, записанную в табл. 5.11.
Таблица 5.11
Симплекс – матрица
Номер | U1 | U2 | Вид связи | bj |
F | 1 | 1 | | max |
1 | 20 | 20 | | 1 |
2 | 10 | 30 | | 1 |
3 | 10 | 20 | | 1 |
4 | 15 | 8 | | 1 |
В решении задачи получим значение целевой функции: 0,077 (так же, как и для двойственной задачи).
Значения искомых переменных:
U1=0,053, U2=0,0244.
Значение целевой функции W=1/V=13. Значения вероятностей:
y1=V×U1=0,053×13=0,69;
y2=V×U2=0,024×13=0,31;
y1+y2=0,69+0,31=1.
Подрядчик с вероятностью 0,69 применяет свою I-ю стратегию, т.е. привлекает субподрядчиков к работе над проектом; и с вероятностью 0,31 - II-ю стратегию, рекомендующую ему получение кредитов под модернизацию и расширение производства.
- Введение
- Понятие об экономико-математических методах и моделях
- 1.1.Определение модели и цели моделирования
- 1.2. Последовательность построения экономико-математической модели
- 1.3. Классификация экономико-математических методов
- 1.4. Классификация экономико-математических моделей
- 1.5. Объекты моделирования
- 1.6. Цель, критерий и ограничения в экономико-математических моделях
- 2. Математические модели рынка
- 2.1. Понятие рыночного равновесия
- 2.2. Паутинообразная модель рынка
- 2.3. Существование и единственность рыночного равновесия
- 2.4. Государственное регулирование рынка. Налоги
- . Дотации
- 2.6. Фиксированные цены
- 2.7. Оценка прибыли и убытков при государственном регулировании рынка
- 2.8. Поддержание стабильных цен и производственные квоты
- 2.9. Принципы ценообразования в рыночной экономике. Диверсификация цен
- 2.9.1. Диверсификация цен в зависимости от дохода покупателя
- 2.9.2. Диверсификация цен в зависимости от объема потребления
- 2.9.3. Диверсификация цен по категориям товаров
- Совокупная прибыль
- 2.9.4. Диверсификация цен по времени
- 3. Производственные функции
- 3.1. Виды производственных функций
- 3.2. Функция Кобба-Дугласа
- 3.3. Модель Солоу
- 3.4. Модель Стоуна
- 3.5. Двойственная задача потребительского выбора
- 3.6. Функция спроса Маршалла
- 3.7. Модель общего равновесия Вальраса
- 3.8. Рыночное равновесие в модели Леонтьева
- 3.9. Пример построения производственной функции
- Значения коэффициентов парной корреляции
- 3.10. Производственные функции и прогнозирование
- 4. Модели оптимального планирования
- 4.1. Оптимизация прибыли предприятия
- Исходные данные для предельного анализа
- 4.2. Оптимизация прибыли методами математического программирования
- Исходные данные для решения задачи оптимизации
- 4.3. Оптимизация прибыли при ограничениях на используемые ресурсы
- Исходные данные по изделиям
- Результаты расчета Таблица 4.8
- 4.4. Планирование оптимальной мощности строительного предприятия
- Для решения задачи на пк коэффициенты целевой функции, матрицы ограничений и правые части ограничений необходимо записать в виде симплекс-матрицы (табл.4.10).
- Оптимальное значение целевой функции – 240,000.
- 4.5. Модели стохастического программирования
- 4.6. Модели оптимального планирования транспортного типа
- 4.7. Решение задач по планированию перевозок
- 4.8. Производственно-транспортные модели
- 4.9. Транспортные модели с промежуточными пунктами
- 4.10. Модели параметрического программирования
- 4.11. Модель распределения инвестиционных ресурсов между строительными организациями, прошедшими конкурсный отбор
- 4.12. Производственно-транспортная задача прикрепления источников теплоснабжения к потребителям продукции
- 5. Матричные игры
- 5.1. Классификация матричных игр
- 5.2. Игры с нулевой суммой
- 5.3. Решение игры в чистых стратегиях
- 5.4. Решение игры в смешанных стратегиях
- Очевидным следствием из теоремы о минимаксе является соотношение
- 5.5. Игры с ненулевой суммой и кооперативные игры
- 5.6. Введение в теорию игр п лиц
- 5.7. Позиционные игры
- 5.8. Выбор оптимальной стратегии в условиях неопределенности (игры с природой)
- 5.8.1. Специфика ситуации полной неопределенности
- 5.8.2. Критерии выбора оптимальной стратегии
- 5.9. Применение теории матричных игр в управлении
- 5.10. Сведение матричной игры к задаче линейного программирования Рассмотрим игру, платежная матрица которой имеет размерность
- 5.11. Решение игры с применением процессора электронных таблиц
- 5.12. Определение победителя подрядных торгов с применением теории игр
- 6. Имитационное моделирование
- 6.1. Метод Монте-Карло
- 7. Моделирование систем массового обслуживания
- 7.1. Одноканальная модель с пуассоновским входным потоком с экспоненциальным распределением длительности обслуживания
- 7.2. Многоканальная модель с пуассоновским входным потоком и экспоненциальным распределением длительности обслуживания
- 8. Модели оценки эффективности инвестиционных проектов
- 8.1. Расчет абсолютных и относительных показателей эффективности проекта
- 8.2. Применение процессоров электронных таблиц для оценки эффективности инвестиций
- 8.3. Оптимальное планирование портфеля инвестиций
- 8.4. Учет факторов риска при оценке инвестиций
- 8.5. Определение уровня недиверсифицируемого риска методом корреляционно-регрессионного анализа
- Исходные данные для расчета
- 9. Модели оценки финансового состояния предприятия
- 9.1. Виды моделей
- 9.2. Статическая и динамическая модели оценки финансового
- Коэффициенты рентабельности
- Оценка деловой активности
- Оценка финансовой устойчивости
- Оценка платежеспособности и ликвидности
- Рекомендуемые значения оцениваемых показателей
- Вопросы и задания
- Заключение
- Библиографический список
- Экономико-математические методы и модели
- 394006 Г.Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84